«История русской литературы XVIII века» для высших учебных заведений выпущена в федеральном издательстве «ФЛИНТА: Наука». Авторами стали ученые-филологи Татарстана – профессора Казанского федерального университета Анатолий Разживин (Елабужский институт КФУ) и Алексей Пашкуров (Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ).
Двухтомная история русской литературы XVIII столетия содержит материал, построенный по историко-хронологическому принципу, и вмещает широкий культурологический, философско-эстетический и исторический контексты. Эволюция жанров и направлений русской словесности представлена в соотношении с индивидуальными художественными системами писателей этого времени. Целый ряд имен вводится в учебно-методологическое рассмотрение впервые. Для более системного усвоения материала в учебнике предлагаются аналитические схемы, позволяющие глубже осмыслить проблемы жанров, стилей, литературных направлений, эстетические взгляды писателей, а также подробные библиографические списки, начинающиеся трудами академического литературоведения конца XIX - начала XX веков и включающие новейшие исследования начала XXI столетия.
Мы попросили автора Анатолия Разживина прокомментировать новое издание.
– Анатолий Ильич, действительно, выход такого фундаментального учебника для Татарстана – событие. Ведь известно, что научным и методическим центром по изучению культуры и литературы XVIII века был всегда Санкт-Петербург (Ленинград).
– Верно. Там было даже три научных школы – в Институте русской литературы (Пушкинский дом) АН РФ, в госуниверситете и в герценовском педагогическом университете. Они остаются и сейчас признанными центрами. В Москве мощные школы в Институте мировой литературы АН РФ, в МГУ и, хотелось бы отметить, в Московском государственном областном университете, где я обучался в аспирантуре, там и приобщившись к научным проблемам XVIII века. Но в последние десятилетия значимым научным центром в этой области стала и Самара, где подготовлено большое число ученых и педагогов в этой области, проводятся раз в два года научные конференции и издается научный сборник «Проблемы изучения русской литературы XVIII века», ранее издававшийся в Петербурге.
Так случилось, что мы с Алексеем Пашкуровым стали первыми специалистами по литературе XVIII века в Татарстане относительно поздно. Но нам удалось подготовить шесть кандидатов наук, которые сейчас весьма плодотворно работают в этой области. Есть аспиранты. Нас (татарстанцев) сейчас узнают в научной среде, много коллег из России и зарубежья приезжает на конференции КФУ («Державин и диалектика культур», «М.Н.Муравьев и его время»).
– Подготовка и издание учебника – очень ответственное дело, ведь по нему будут обучаться студенты многих вузов. В чем новизна вашего учебника?
– Мы, как авторы, понимали меру ответственности. Поэтому была апробация – первоначальный небольшой тираж в нашем институтском издательстве. Прошла апробация учебника в Елабуге и Казани, получены положительные отзывы специалистов, вышли четыре положительные рецензии в журналах перечня ВАК, а также за рубежом – в Белоруссии. И только после этого мы заявились в федеральное издательство.
Что касается новизны, отмечу, что XVIII век впервые вышел в учебнике в таком объеме – два тома. Презентованы новые писательские имена – И.Барков и Н.Николев, В.Лукин и П.Плавильщиков, М.Чулков и М.Милонов, П.Шаликов и Е.Костров. Масштабно представлены крупные поэты Н.Львов и М.Муравьев, которые ранее в учебниках лишь упоминались. Появились новые разделы: «просветительский реализм», «предромантизм», «поздний русский сентиментализм», «оссианизм в русской литературе», «меланхолическая школа», «готическая поэтика в русской литературе». Разумеется, представлены монографические разделы о А.Кантемире и Ф.Прокоповиче, М.Ломоносове и А.Сумарокове, Н.Новикове и Д.Фонвизине, Н.Карамзине и Г.Державине, И.Крылове и А.Радищеве.
Большое внимание уделено собственно эстетическим проблемам, философии истории культуры, представлен и зарубежный контекст. Все это обусловлено последними научными достижениями в этой области. Применена и визуализация: сложнейшие литературоведческие проблемы отражены в конце учебника в аналитических схемах, позволяющих обобщить освоенный студентами материал и проверить знания.
– Сейчас в вузах России трехуровневое высшее профессиональное образование. Кому адресован учебник?
– Мы учитывали этот факт при разработке концепции учебника. Он применим для подготовки бакалавров и, что очень важно, – для магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Содержание и методическое обеспечение позволяет преподавателю определять объем материала в соответствии с образовательными программами и планировать организацию самостоятельной работы обучающихся. Замечу, что по условиям договора с издательством «ФЛИНТА: Наука», права на издание которому переданы авторами на десять лет, учебник размещен в электронных онлайн-библиотеках, что расширяет читательскую аудиторию.
Издание для будущих педагогов разработано в рамках реализации приоритетного направления Елабужского института КФУ – стратегической академической единицы «Учитель XXI века».