Информационный дайджест
Форум «Кадры для цифровой экономики 1.2» собрал вместе исполнителей федерального проекта, участников рынка образовательных услуг, представителей Минобрнауки, институтов развития, региональных чиновников и руководителей университетов. Рассказываем, что же они обсудили и к каким выводам пришли.
Системе образования надо перестраиваться, чтобы подготовить больше IT-специалистов. Нужно ввести цифровые кафедры, которые будут функционировать как военные. Чистых кодировщиков не очень много и надо. Надо, чтобы ребята и в IT-отрасли понимали, и в предметной отрасли при этом разбирались. Цифровая экономика — это не совсем IT, это когда другие компании IT используют.
Очевидное несоответствие массы выпускников запросам рынка труда можно считать симптомом глубоких недостатков образования. Однако корень зол здесь может лежать не только в плоскости образования, но и, на удивление, в самой экономике, которая застряла в XX веке. И изменить в этой ситуации сверху можно не так уж много. Что бы ни делало государство на горизонте 15–20 лет, оно может заложить лишь две вещи: оно может сказать, что образование должно быть персонализированным и цифровые технологии должны в этом помогать, помогать понять, чем человек хочет заниматься. И оно может сделать образование непрерывным, чтобы оно было правом.
Не все понимают сразу, в чем их призвание, да и, уже найдя его, постоянно нужно приобретать новые навыки, компетенции в течение всей жизни, а не только в школе, вузе или колледже. Но самостоятельно это бывает трудно реализовать. Поэтому граждане должны получить возможности для роста и обучения. Кроме того, они не обязательно должны быть привязаны к конкретному возрасту и образовательному учреждению. А чтобы это работало массово и на практике, нужно упростить систему финансирования для обучения граждан. Так они получат стимул быстрее освоить цифровые компетенции.
«Сильного заказчика в изменении условий образования в стране нет. Люди еще не знают, что бывает по-другому. "Снизу" изменения не пойдут, ведь родители и студенты могут выражать недовольство только как пациенты на приеме у ветеринара: тихонько поскуливать». Чтобы сдвинуть с места эту махину и внедрить изменения в образование в приказном порядке, понадобятся годы, а то и десятилетия. Да и рисковать ни вузы, ни государство не захотят: сначала долго придется убеждать их, что схема будет работать. А вот компании могут стать площадкой для опытов, где можно быстро опробовать любые идеи и пилотные проекты.
А чего ожидают от образования регионы? Ответ сформулировал заместитель премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов: «Для нас большую ценность представляют квалифицированные люди, которые развивают все, что связано с экономикой. Вузы должны консолидироваться с индустрией, и именно региональные вузы соединяют школу и индустрию. Крупные предприятия создают локальные кафедры в вузах и заказывают под себя программы. Надо создать такие условия, чтобы это же могли сделать и менее крупные игроки».