И пусть я взрослею, меняюсь, и, может быть, стану умней.
Я также живу ошибаясь,и боль моя много больней.
Неправда, что мы зачерствеем,и годы сердца огрубят
Мы любим, живем, и стареем, и плачем с годами не в лад…
Жжет пламя свечи – не боюсь, наклонюсь, жжет пламя костра – не боюсь и согреюсь,
Жжет сердце твое – не боюсь- прислонюсь, жжет память – сгораю, и, может, согрею…
Вера Зелеева.
Вера Зелеева – личность очень харизматичная. От общения с нею подзаряжаешься жизненной силой, как от солнечной батареи. И очень современная.
Она успешный преподаватель, доцент кафедры педагогики в Институте психологии и образования, ученый секретарь диссовета, член редакционного совета журнала "Образование и саморазвитие", член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной психологии, Член международного консультационного совета редколлегии болгарского журнала "Стратегии на образовательна и научна политика", сертифицированный психотерапевт Европейской ассоциации психотерапии, сертифицированный экзистенциальный психотерапевт Восточно-Европейской Ассоциации Экзистенциальной психотерапии, сертифицированный психодраматерапевт, психодрама-директор Федерации Психодраматических Тренинговых Институтов России и Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, клинический психолог. А еще Вера Петровна сочиняет стихи, увлекается витражной живописью, успешно совмещая сразу преподавательскую, общественную и творческую деятельность.
Но КАК, КАК все ей удается? Возможно, некоторые секреты откроются Вам, если Вы прочтете интервью.
- Расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе...
- Я родилась в семье биологов – выпускников Казанского университета (кстати, в Казанском университете учились многие члены моей семьи: бабушка закончила медицинский факультет, мои родители – биологический, две мои тети – физико-математический, мой супруг также выпускник биолого-почвенного факультета КГУ).
В детстве и юности я очень много путешествовала с родителями. Они меня брали на разные конференции и международные конгрессы, и каждое лето я была в экспедиции вместе с ними. Родители были очень увлечены наукой и я, как говорится, «с малых ногтей», оказалась в научной атмосфере, что определило мой дальнейший выбор, хотя я выбрала не биологию, а филологию, потому что писала стихи, и публиковалась.
В 12 лет выиграла конкурс и мое стихотворение «Радуга» было напечатано в журнале «Юный натуралист». Когда я поступила в Казанский университет, увлеклась студенческим театром. «Прощание в июне» А.В. Вампилова (роль Тани), «Жизнь человека» Л.Н. Андреева (роль жены Человека), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (роль Софьи), «Сюжет для небольшого рассказа» по пьесе А.П. Чехова «Чайка» (роль Аркадиной). Мы играли на разных сценах Казани. И снова участвовала в конкурсе поэтов (стихи были опубликованы в газете КГПУ и городской газете).
Я всегда гордилась, что учусь в Казанском университете. И была счастлива, когда продолжила свою карьеру сначала аспиранта, потом ассистента и доцента Казанского университета. Между прочим, в моей судьбе был и выбор между профессиональным театром и научной карьерой. Вы догадываетесь, какой выбор я сделала.
- Преподавание, научная деятельность, научные командировки. В Вашем образовательном багаже есть еще и медицинское образование?
- При поддержке Международного отдела университета, я два раза по полгода стажировалась в Софийском университете (в качестве аспиранта и потом преподавателя). Стажируясь, как преподаватель и изучив болгарский язык, я преподавала в Софийском и Варненском университетах и проводила семинары с педагогами г. Кырджали.
С того момента и начались научные международные связи с Болгарией и Софийским университетом. В Болгарии я познакомилась с психодрамой, ей обучалась и, потом работала в Болгарской ассоциации психодрамы.
Позднее в Москве в двух институтах я получила подтверждение квалификации директора психодрамы, а в Казанском медуниверситете получила еще одно высшее образование и квалификацию медицинского (клинического) психолога, что позволяет сегодня в экстренных случаях оказывать психологическую помощь.
Примечание автора: Так, в 2012 году Вера Петровна работала психологом и супервизором волонтеров по заданию Российского Красного Креста с пострадавшими на судне «Булгария».
- «Психолог работает с душой человека». Как вы расцениваете это утверждение?
- «Работает с душой», на мой взгляд, невозможное понятие. С душой можно встретиться, соприкоснуться… Не каждый подпустит к своей душе. Мы чаще соприкасаемся социальными ролями. За них можно спрятаться…Кстати, не каждый готов встретиться с собственной душой… Психолог видит то, как человек мир себе представляет. А как человек этот мир представляет, так он в нем и действует. Соприкасаясь с психической реальностью человека, психологу недостаточно владеть различными техниками - они иногда мешают увидеть перед собой живого человека. Кажется, овладел техниками, и можно заниматься практической психологией. Это иллюзия. Пока не нашел мужества встречаться с собой, пока не осуществил самостроительства, помочь другому человеку не получится.
- Психологи зачастую встречаются с болью, душевными страданиями, тупиковыми ситуациями. Так как же глубоко надо чувствовать человека, принимать его со всеми его особенностями, соучаствовать в его жизни?
-Психолог может поддержать, пытается понять, но никогда ничего не делает за человека. Задача психолога – помочь человеку снова поверить в свои силы, найти в себе энергию, для того, чтобы встретиться со сложными обстоятельствами или справиться с жизненными трудностями. Для этого человеку важно чувствовать, что он не один на этом пути, что он понят и, что в него верят. Это диалог, а иногда и совместное молчание, это искусство быть рядом с другим, и верить в его способность быть счастливым.
- Вы специалист в направлении психодрамы. Можно ли с помощью этого метода сделать человека за час счастливым?
-Счастье определить непросто, каждый человек счастлив по-разному, разные события его радуют, и разные огорчают. Счастливым человек себя чувствует, скорее всего, тогда, когда выбранный им жизненный путь (пусть не всегда легкий и комфортный) соответствует его ценностным ориентирам и смыслам. Как психодраматист, я часто говорила, что человек – режиссер своей судьбы и автор. Хотя не все в жизни можно изменить, всегда можно выбрать свое отношение к происходящему, выбрать себя, каким быть в неизменяемых ситуациях, а это тоже авторство, которое всегда предполагает принятие на себя ответственности за выбранное отношение к происходящему. Психодрама позволяет это авторство исследовать, и принять, так как основной метод психодрамы – инсценирование сложных жизненных ситуаций, самоопределение в этих ситуациях, выбор себя и своей жизненной позиции.
- Расскажите о своей международной деятельности
- В 2001 году я закончила обучение по международной программе экзистенциальной психологии в Литве и получила международный диплом второго высшего образования. Сегодня я член-учредитель Восточно-Европейской Ассоциации Экзистенциальной Терапии. У меня появилось много научных и творческих контактов в Прибалтике и в 1999, и 2001 году я была приглашенным преподавателем в Международном институте практической психологии в Риге и постоянным ведущим мастер-классов на конференциях в этом институте.
В итоге мои международные контакты воплотились в созданную в 2012 году российско-болгарскую лабораторию сравнительных исследований в образовании, и в рамках работы этой лаборатории были организованы различные учебные и культурные международные мероприятия. Например, профессор Вяра Гюрова, которая является научным руководителем российско-болгарской лаборатории Института психологии и образования КФУ, и членом редколлегии журнала «Образование и саморазвитие», неоднократно приезжала в наш университет с учебными лекциями и научными семинарами, также наши коллеги и болгарские коллеги взаимно участвуют, и публикуются в конференциях, организуемых нашими странами.
В этом году я закончила двухгодичное обучение в Литве по международной программе «Преодоление кризисов», что дает право работать кризисным психологом. Хотя любой практикующий психолог сталкивается с жизненными кризисами людей, иначе люди бы не обращались за психологической помощью.
Знакомясь с учебными и научными проектами наших зарубежных коллег, так называемого «ближнего зарубежья», я пришла к выводу, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, очень похожи и связаны общими процессами в сфере образования и науки во всем мире.
- Немного о личном. В чем секрет семейного счастья?
- В Казанском университете я встретила свою любовь. Я училась на первом курсе, а он заканчивал пятый курс биофака. Сегодня мы почти 40 лет вместе. Он также работает доцентом Казанского университета на своей родной кафедре. Могу сказать, что я счастлива. Он мне внушает веру в себя. Мне интересно с ним, как с собеседником. Мы вместе создаем творческие проекты. У меня бабушка с дедушкой всю жизнь прожили вместе, родители почти 60 лет вместе были. Для меня это пример душевного единства. Главное уметь разрешать противоречия, оказывать поддержку друг другу, иметь общие интересы.
- На кого вы хотели бы равняться?
- Мне хотелось бы равняться на моего отца. Он умер в 85 лет. Не работал только последние два года. Несмотря на свой возраст, он не переставал терять интерес к жизни, любил путешествия, пытался освоить компьютер и другие технические открытия. Я поняла, что я хочу также любить жизнь, не терять мобильность, не терять желание еще чему-то научиться. А еще меня папа научил терпимо относиться к людям. Он никогда никого не критиковал, пытался всех понять.
- Какие увлечения скрашивают Ваш досуг?
- Времени на отдых остается мало, но очень люблю путешествовать (хотя ни разу не была просто туристом в зарубежных поездках, а чаще ездила на международные научные мероприятия или преподавать), люблю читать книги, мне очень нравятся книги Милана Кундеры, философа и очень остроумного автора. Брала уроки живописи и пробовала себя в росписи по стеклу, но дома у меня не остается моих изделий – я сразу все раздариваю.
Я считаю ценным общение с друзьями, с близкими мне по духу людьми. К сожалению, много друзей за границей и встречи не так часты. В моей семье праздники всегда проходили интересно с играми и карнавалами. Мы с супругом любим приглашать друзей, делали попытку организовать межфакультетский философский клуб. Много интересных идей и возможностей, но времени в сутках – мало.
-Вы очень творческий человек, сами сочиняете стихи. Это потребность? Или антидепрессант, возможность выговориться, излить душу?
К сожалению, я стихи сейчас не сочиняю. Когда-то это было что-то вроде дневника («Сумасшествие бешенных строк. Так мучителен этот поток. Безнадежно, и глупо, и пусто. И не верю, что это отпустит…». «Боль сомнений во мне возрождает Захлебнувшийся бешенный стих. Я такой непокорной бываю. И покорной для строчек своих. Нелегко притяженье потока Навалившихся скорченных строк. Я живу, очень часто мечтая, Прекратить этот бурный поток…»). Сейчас я вспоминаю некоторые и удивляюсь, что написанные задолго до многих событий моей жизни, они оказались пророческими. Я скучаю по ним, но за последние годы написала всего лишь несколько строк: «Услышать голос Сути за повседневностью…Быть мудрым нелегко…». А о друзьях, которые далеко, получились такие строки: «Когда минута горькая настанет, Дыханье перехватит от разлук. Мы будем жить воспоминаньем Сплетенных рук…». ( Орфография автора)
- Как Вы все успеваете? Благодаря грамотному тайм-менеджменту? Можете поделиться какими-то собственными оригинальными ноу-хау?
-Здесь нет моей заслуги. Я «медленный» человек и не вписываюсь в нынешнюю сумасшедшую гонку. Мне очень важно остановиться, вслушаться, почувствовать. Не люблю торопиться, и суетиться. Но это сейчас, а если вспомнить молодость, то мне кажется, что интерес ко всему, что увлекало тогда, сегодня интегрировался в единое целое. Например, в детстве я мечтала быть врачом, учителем и актрисой. Вот и получилась психодрама…
- Вы легкий на подъем человек?
-Да, если речь идет о возможности включиться во что-то интересное и полезное.
- Преподавание связано с постоянным общением, ежедневно вы отдаете частичку своей души студентам, коллегам. Есть ли у вас особые приемы, которые позволяют сохранить энергетический баланс и преодолеть усталость в конце рабочего дня?
- Мне важно и хочется делиться тем, что я знаю. Мне радостно видеть, если зажигается искра хотя бы в одном слушателе в аудитории. На факультете повышения квалификации у меня сейчас есть занятия, которые позволяют преподавателям в творческой коммуникации получить новый заряд энергии. Это сейчас очень важно, потому что многие при большой нагрузке эмоционально выгорают, и возможность почувствовать такую совместность в творческой ситуации является важным для многих. Я соглашаюсь проводить такие занятия, даже если у меня уже «сверх нормы», но на них и я заряжаюсь энергией, когда чувствую, что это помогает другим. Сегодня у меня есть новые дисциплины, которые приходится заново разрабатывать, и, хотя на это совсем не хватает времени из-за большого количества аудиторных часов, я радуюсь, что есть возможность развиваться в новом направлении. Меня всегда воодушевляет новое.
- Какой вопрос Вам не задан, но какой бы Вы сами себе задали?
- Человек всегда больше, чем его профессия, чем его социальные роли, поэтому я сама сейчас часто задаю себе вопрос: «А чему еще мне бы хотелось научиться в жизни и, чем бы еще хотелось заняться?»