Особенность истории как науки и как учебной дисциплины заключается в её конкретности: исторические события локализованы во времени (произошли когда-то) и пространстве (произошли где-то). Столь же уникальным может быть и состав участников этих событий. Пожалуй, именно в этом и заключается основное отличие истории от обществознания (как учебной дисциплины), в котором часто приходится иметь дело не с уникальными, а скорее с типологическими и повторяющимся событиями. Но вернёмся к истории. С одной стороны, эта её особенность создаёт определённые трудности: увеличивается количество фактов, которые нужно запомнить обучающемуся. Однако есть в этом и определённое преимущество, которое мы смогли выявить и учесть при разработке содержания и методики преподавания нашей программы по подготовке к ЕГЭ по истории. Но обо всём по порядку.
В демо-версии ЕГЭ по истории 2024 года в семнадцатом задании даны два фрагмента из исторических источников – воспоминания современников. Одно из заданий к этим двум фрагментам: «Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка». Это первое, но не единственное задание. Все последующие задания связаны с ним: если Вы отвечаете на первый вопрос неправильно, то и все ваши дальнейшие ответы будут скорее всего неверными. Это показывает важность и значимость ответа именно на первый вопрос. Мы на курсах в Центре развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО исходим из того, что невозможно знать содержание абсолютно всех имеющихся исторических источников. Однако мы также исходим из того, что даже в «незнакомых» исторических источниках могут быть «знакомые» исторические фрагменты. Эти фрагменты, во-первых, нужно знать, а во-вторых – уметь разглядеть и выявить в содержании предложенного текста. Если мы внимательнее рассмотрим предложенные в демо-версии ЕГЭ по истории 2024 года два фрагмента из исторических источников, то выясним, что такими «знакомыми» историческими фрагментами являются: Паулюс, Мамаев курган, «дом-крепость». Всё это в совокупности со словом «защитники» выводит на Сталинградскую битву. Пожалуй, что для более явной подсказки не хватает упоминания реки Волга или какого-либо из фронтов. Итак, знание важных исторических фактов и самое главное – умение обращать на них внимание позволило нам разобрать это задание на примере «незнакомого» исторического источника.
Всех подобных секретов раскрывать не буду, но отмечу, что всему этому можно обучиться на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по истории в ЦРК UNIVERSUM+!
Источник информации: кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Альберт Наилевич Валиахметов
ЕГЭ, ЕГЭ по истории, ЕГЭ по истории 2024, подготовка к ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ по истории, курсы подготовки к ЕГЭ, программа подготовки к ЕГЭ, разбор заданий ЕГЭ