На курсах по подготовке к ЕГЭ по истории в Центре развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО большое внимание уделяется не только изучению важных исторических фактов, но и развитию ключевых навыков, которые помогут применить полученные знания на практике. Один из таких навыков – это навык работы с историческими изображениями. В этом тексте мы хотим рассказать о том, как происходит формирование этого навыка на наших занятиях.
В восьмом задании демо-версии ЕГЭ по истории 2024 года представлено изображение монеты, на которой можно видеть широко известный сюжет: Михаил Егоров и Мелитон Кантария водружают 1 мая 1945 года знамя победы над рейхстагом. От ученика требуется указать название города, в котором произошло событие, изображённое на данной монете. Как быть ученикам, которые никогда не видели эту фотографию? Остаётся рассуждать и опираться на те факты, которые знакомы ученику. Логика рассуждений могла бы быть примерно такой: «на этой монете мы видим людей в военной форме, которые водружают флаг (судя по серпу и молоту – советский) на вершине какого-то здания, значит речь, скорее всего, идёт о войне. Надпись «День Победы» говорит нам о том, что это была победоносная война». Путём таких рассуждений можно выйти на Великую Отечественную войну и дальше остаётся только один шаг – вспомнить в каком городе произошли события, ознаменовавшие завершение Великой Отечественной войны. Так мы выводим учеников на правильный ответ – Берлин. Впрочем, цепочка рассуждений могла бы быть и короче: слова «День Победы» могут вызвать стойкую ассоциацию с днём 9 мая и уже это позволит гораздо быстрее прийти к правильному ответу.
Задания 15-16 также предполагают работу с изображениями. Задание 15 предлагает указать высшего руководителя КПСС, в тот период, когда была выпущена памятная медаль, предложенная вниманию учеников. Для ответа на этот вопрос ученикам понадобится знание дат из Историко-культурного стандарта, в данном случае даты запуска первого в мире искусственного спутника Земли – 1957 год. Для ответа на этот вопрос ученикам также понадобиться знание римских цифр (это навык также отрабатывается на курсах), в данном случае «XV», т.е. «15». После этого, совершаем математическое действие 1957+15=1972. Последний элемент на пути к правильному ответу – знание того факта, что руководителем КПСС в этот период был Л.И.Брежнев. Для ответа на этот вопрос Вам понадобится не только знание фактов, но и умение их использовать. Что касается задания 16 – изображения различных исторических зданий – то это тот самый случай, когда названия и время постройки этих зданий нужно заучить.
В заключение несколько общих рекомендаций, обращённых не только к слушателям наших программ, но и ко всем учащимся, которые готовится к ЕГЭ по истории. Да, есть изображения, которые стали «каноническими» - взглянув на фотографию, вы должны назвать само событие, его дату, состав участников. Однако вы не можете знать абсолютно все «исторические» изображения – нельзя «зазубрить» все фотографии, изображения на монетах и медалях. В этом случае вам может помочь: во-первых, знание исторических фактов, а во-вторых, умение правильно использовать их. Всему этому можно обучиться на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по истории в Центре развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО!
Источник информации: кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Альберт Наилевич Валиахметов
Направление "История, обществознание, археология"
ЕГЭ, ЕГЭ по истории, ЕГЭ по истории 2024, подготовка к ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ по истории, курсы подготовки к ЕГЭ, программа подготовки к ЕГЭ, разбор заданий ЕГЭ