На курсах по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в Центре развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО большое внимание уделяется не только изучению теории, понятий и документов, но и развитию ключевых навыков, которые помогут применить полученные знания на практике. Один из таких навыков – это навык работы с различными видами текста. В этой статье мы хотим рассказать о том, как происходит формирование этого навыка на наших занятиях.
Единый государственный экзамен по обществознанию направлен не только на проверку знаний и умений использовать их на практике, но также и на проверку того, как выпускники владеют отдельными специфическими навыками. Один из таких навыков – это читательская грамотность.
В демо-версии ЕГЭ по обществознанию 2024 года в девятом задании представлено изображение с результатами социологического опроса: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Согласно предложенной легенде, всего поступило шесть вариантов ответа. Также на предложенной диаграмме ответы разделены на две категории: юноши и девушки. Выпускникам предлагается соотнести выводы (утверждения) с собственно результатами опроса. Данное задание направлено на проверку способности учащихся соотносить текстовую информацию с графическим изображением. Любопытно, что при выполнении этого задания от учащихся фактически не потребуется наличие каких-либо специальных знаний по обществознанию. Необходимо умение «читать» и понимать диаграммы, а также держать в своём сознании одновременно два блока информации (текст и диаграмма). Для того, чтобы выполнить это задание, учащийся должен уметь: 1) соотнести вывод (утверждение) с результатами опроса; 2) соотнести результаты опроса в рамках одной категории (например, девушки) между собой; 3) соотнести результаты опроса в двух категориях между собой (юноши и девушки). В этом смысле ученик, выполняющий это задание напоминает жонглёра – ему необходимо держать в сфере своего непосредственного внимания сразу несколько "предметов" - блоков информации.
Какие же приёмы работы для успешного выполнения этого задания можно предложить учащимся?
Во-первых, можно дать учащимся диаграмму без выводов по любой из двух категорий и предложить расставить результаты опроса в определённом порядке (по возрастанию или по убыванию). Эта своеобразная «интеллектуальная пирамидка» позволит учащимся выработать способность представить полученную ими информацию в ином виде, что является важным шагом на пути к успешному выполнению этого задания.
Во-вторых, можно дать учащимся диаграмму с двумя категориями и предложить сравнить их между собой, то есть сформулировать выводы самостоятельно. Это задание является более сложным, так как здесь включается то самое оперирование двумя блоками информации, о котором говорилось выше. Данное задание может содержать множество вариаций решения, что создаст хорошие условия для серьёзной проработки навыка работы с диаграммами.
В-третьих, можно дать учащимся диаграмму с двумя категориями и предложить им… выступить в роли разработчика задания, согласно условиям которого в числе вариантов ответа должны быть как правильные, так и неправильные. Уровень разработчика – это одна из высших ступеней в овладении материалом и выработке определённого навыка.
В заключение несколько общих рекомендаций, обращённых не только к слушателям наших программ, но и ко всем учащимся, кто готовится к ЕГЭ по обществознанию. При подготовке к ЕГЭ по обществознанию важно обращать внимание не только на предметную подготовку (теорию, знание документов, понятий и т.п.), но и развивать свои метапредметные компетенции, одной из которых является читательская грамотность. Всему этому можно обучиться на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию в ЦРК UNIVERSUM+!
Источник информации: кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Альберт Наилевич Валиахметов
Направление "История, обществознание, археология"
ЕГЭ, ЕГЭ по обществознанию, ЕГЭ по обществознанию 2024, подготовка к ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ по обществознанию, курсы подготовки к ЕГЭ, программа подготовки к ЕГЭ, разбор заданий ЕГЭ