Казалось бы, в современном мире нет места предрассудкам относительно «мужских» или «женских» профессий, различия между ними давно стёрлись. Однако если мы представим себе образно профессию «Юрист», то поневоле рисуется облик солидного мужчины с бородой - Анатолия Кони или Федора Плевако. Правда, сегодня словосочетание «женщина-юрист» – вполне привычное. Женщины-юристы работают в Конституционном суде и юридических консультациях, они – процветающие адвокаты, успешные руководители различных правовых департаментов и структур, уважаемые доценты и профессора.
Мы ведем наш разговор с удивительно яркой коллегой, ученым, профессором кафедры международного и европейского права Наталией Тюриной.
«Энергичная и хрупкая, умная и обаятельная, доброжелательная и приветливая. Всегда открыта для общения и нетерпима к проявлениям непорядочности, - так характеризуют Наталию Евгеньевну коллеги и любимые студенты. - Замечательная личность как преподаватель и как человек во всех отношениях!».
Еще одни замечательные характеристики уважаемого профессора: мобильная – посещает фитнес, занимается плаванием, бегает на лыжах, водит автомобиль.
Романтичная – любит литературу и осенние цветы.
Творческая - пишет поэтические поздравления и эпиграммы коллегам, активная участница многих творческих неофициальных мероприятий кафедры.
В личной жизни – счастливая жена, мама и бабушка.
На службе – настоящий профессионал и ведущий ученый. В активе – 17 подготовленных кандидатов наук, множество научных статей и учебных пособий, монографий, один из основателей магистратуры на юридическом факультете. И не случайно, ее девизом по жизни служит фраза «Цени, что имеешь, и никогда не останавливайся на достигнутом».
- Наталия Евгеньевна, а что нужно сделать, чтобы состояться в профессии?
- Работать, работать и работать.
- Огромный массив правовых знаний. Постоянные новшества. Все надо держать в голове. А что в работе юриста доставляет удовольствие?
- Юридических профессий много, и в каждой – свое удовольствие. В профессии преподавателя – когда студенты и выпускники говорят, как помогли (помогают) им в работе знания, полученные на твоих занятиях. Есть и многое другое: удачная лекция, научное выступление, успешная защита дипломников и аспирантов, общение в профессиональном сообществе,зарубежные поездки с выступлениями, лекциями. В общем, все, что можно назвать доброкачественной работой.
- Каким образом Вы решаете свое профессиональное и личностное развитие?
- Я не думаю о своей жизни в таких терминах. Просто работаю, стараясь идти в ногу со временем, а вне работы занимаюсь тем, что мне интересно. Раньше много читала. Сейчас – в основном юридическую литературу, но и другую не пропускаю, если попадет в руки.
- Вы пришли в юриспруденцию через педагогику и иностранные языки. Почему Ваша судьба пошла по правовой дорожке?
-В студенчестве занималась философией и планировала продолжать образование в этом направлении. Но мне посчастливилось встретиться с профессором Фельдманом, и он предложил тему, исследование которой требовало работы с иностранной литературой. А дальше – кандидатская диссертация и преподавание международного права. Но потребовалось еще немало времени и сил, чтобы «освоится» в юриспруденции. И этот процесс продолжается по сей день.
- Есть мнение, что правовая современная система несовершенна, таит много подводных камней. А как Вы считаете?
- Предела совершенству нет. Отрицание отрицания – закон существования любой социальной системы, базиса и надстройки. Подводные камни – понятие относительное, и это не всегда признак несовершенства, скорее это вопрос профессионализма.
- Какой опыт Вы привнесли в свою деятельность от стажировок?
- Два конкретных примера. Первый: во время первой стажировки в университете Фрибурга (Швейцария) в 1991-1992 г.г. создан спецкурс, по проблематике хорошо разработанной в зарубежной учебной и научной литературе, к которой я получила широкий доступ. Читаю его уже много лет, постоянно изменяя и дополняя. Второй: в университете Нью-Йорка в 1993 г. я побывала на лекции двух всемирно известных профессоров в форме диалога-дискуссии, и апробировала этот опыт на своих занятиях с российскими коллегами уже несколько лет назад. В настоящее время обсуждается внедрение такой практики под названием «бинарной лекции». Есть много и других деталей.
- Чего не хватает современной молодежи, по Вашему мнению?
- Трудно отвечать за других. Допустим, скажу, – романтики. Но нужна ли она современной молодежи? Каждое поколение – продукт своего времени.
- Вы очень мобильный доктор наук, водите автомобиль, катаетесь на лыжах, не чураетесь «тихой» охоты, плавание, забота о семье. Признайтесь, у Вас есть свой секрет управления временем?
- Увы. Я все время чего-то не успеваю. Но парадокс: чем меньше времени, тем больше успеваешь.
- Продолжите фразу: «Идеальный человек - это….»
- Это нереально, скучно и субъективно. Недостатки зачастую - продолжение достоинств.
- Женщина-юрист – сегодня сочетание вполне привычное. Но все-таки, они - это слабый пол» или «сильная половина»?
- Я не феминистка, но вряд ли можно назвать слабым полом женщин, которые успешны в своей профессии, причем любой. Качественная работа требует концентрации разных усилий. Но не вижу смысла в сравнении с мужчинами. Если женщина сильна, то сильна сама по себе, а слабость – это привилегия, которую так приятно иногда себе позволить.
«Анализируя пройденный путь, я понимаю сейчас, что своей университетской судьбой во многом обязана людям, которые работали рядом со мной на юридическом факультете, на кафедре, у которых я перенимала опыт и которые поддерживали меня. Среди них – наставники, единомышленники, друзья. И встреча с ними оказалась самой большой удачей в профессии, которая стала, как ни пафосно это звучит, делом жизни»