С 25 по 27 июня 2025 года в Москве прошла летняя школа-интенсив «Психология. Наука Лето – 2025», организованная факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Мероприятие собрало молодых ученых, аспирантов, преподавателей и студентов со всей страны, заинтересованных в углубленном изучении современных методов психологического исследования и их применении в научной и образовательной практике. В рамках данного мероприятия приняла участие Ганиева Айсылу Мунавировна – молодой ученый из Института психологии и образования, которая в начале мае прошла серьезный конкурсный отбор на данное мероприятие.
Трехдневная программа Летней школы охватила все этапы исследовательского цикла: от замысла исследования до его публикации. Участники получили ценную практику в планировании и проведении научных исследований, освоили стратегии статистического анализа данных и описания результатов, а также потренировались в создании диагностических инструментов и научных текстов.
На практических занятиях состоялось знакомство с современными методами статистической обработки и анализа данных. Также были представлены следующие тематические блоки: был мастер-классе по подготовке научного текста — от структурирования идей до оформления статьи в соответствии с академическими стандартами; участники попробовали свои силы в разработке собственного диагностического инструмента, применяя современные подходы к валидации и надежности методик и знали, как эффективно представлять свои исследования в научном и научно-популярном жанре, чтобы донести идеи до разных аудиторий; обсудили возможности профессионального развития в науке, включая работу в университетах, исследовательских центрах и международное сотрудничество.
Особенной атмосфере научного вдохновения способствовало то, что весь интенсив проходил в зале, где когда-то читал лекции выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский. Организаторы не только напомнили о его вкладе в развитие современной науки и образования, но и показали, как его идеи остаются актуальными по сей день.
Завершилось мероприятие торжественным закрытием, на котором с напутственным словом выступил Александр Николаевич Веракса — профессор, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора ФНЦ ПиМИ, вице-президент Российского психологического общества. Он отметил высокий уровень вовлеченности участников и выразил уверенность в том, что полученные знания найдут своё применение в научной и образовательной практике.
Все участники получили сертификаты об обучении в торжественной обстановке, а многие — новые идеи, полезные контакты и вдохновение для дальнейших исследований.
Перед участниками с приветственной речью выступили:
Зинченко Юрий Петрович - академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Веракса Александр Николаевич — академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, далее слово передали именитым преподавателям факультета психологии МГУ, которые с удовольствием делятся своими знаниями.
Особое внимание на площадке уделяется вопросам разработки и оценки диагностических инструментов, статистической обработке данных, построению гипотез и работе с научными публикациями. Однако одной из ключевых тем, объединяющих различные направления программы, стало значение математического анализа как фундамента для качественного исследования в психологии.
На мастер-классах и лекциях участники узнают о значимости знания математического анализа при обработке эмпирических данных, построении моделей поведения и прогнозировании психологических реакций.
Программа школы насыщена практическими занятиями, которые показали, как можно использовать полученные знания в реальном учебном процессе. В рамках работы в группах участники осваивают навыки разработки диагностических методик, начиная с формулирования целей и заканчивая проверкой надежности и валидности шкал. При этом все этапы требуют применения математического аппарата: от простого вычисления средних значений до корреляционного и факторного анализа.
Организаторы отметили, что летняя школа-интенсив стала важным шагом в популяризации научного подхода в психологии и формировании нового поколения исследователей, умеющих работать с данными, строить гипотезы и применять математические методы в решении актуальных задач.
Летняя школа-интенсив «Психология. Наука Лето – 2025» продемонстрировала, что будущее психологии — в междисциплинарности, где наука опирается на точные методы анализа и строгую математическую базу. Полученные знания будут активно использоваться участниками в преподавательской и научной деятельности, способствуя повышению качества психологического образования в стране.