30 мая 2024 года в рамках работы X Международного форума по педагогическому образованию состоялось заседание Исследовательской группы «Психолого-педагогические междисциплинарные исследования по формированию читательской грамотности школьников» (МСИПО).
Академические модераторы д.п.н., профессор В.Г. Габдулхаков и к.п.н.,доцент Л.А. Камалова вели заседание сессии. Технический модератор Тазиева А.И. помогала демонстрировать презентации, устанавливать техническую связь с участниками.
Заседание Исследовательской группы поднимало один из ключевых вопросов в современном школьном образовании: как сформировать читательскую грамотность школьников? Какие существуют методики приобщения детей к вдумчивому чтению? Какие выбрать технологии обучения для развития функциональной грамотности? Ученые России, Кыргызстана, Узбекистана решали эти и другие актуальные вопросы междисциплинарных исследований на этом заседании.
Проректор по внешним связям Ошского государственного педагогического университета, кандидат пед.наук, доцент Субанов Т.Т. осветил основные аспекты и практику реализации технологий формирования функциональной (читательской) грамотности в школах Кыргызстана.
Ведущий специалист Федерального института развития образования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, кандидат пед.наук, доцент Тарасова Н.В. рассказала о проведенном исследовании по психолого-педагогическим условиям влияния цифровизации на развитие навыка чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кандидат пед.наук, практикующий психолог, доцент Вятского государственного университета Новгородцева И.В. предложила использовать специальную диагностику сформированности психических процессов и состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста для определения уровня развития читательской грамотности.
Ведущий специалист Приволжского Межрегионального Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПО, кандидат пед.наук, доцент Волкова О.В. раскрыла актуальный вопрос педагогического сопровождения перехода школьника в зону ближайшего развития в процессе формирования читательской грамотности.
Специалист Приволжского Межрегионального Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПО Ожмекова Н.Ю. остановилась на особенностях психолого-педагогических условий формирования читательской грамотности младших школьников в Республике Татарстан.
Директор Чистопольской кадетской школы-интерната им. Героя Советского Союза С.Е. Кузьмина Буслаева В.И. поделилась передовым педагогическим опытом работы методического объединения учителей начальных классов и административной команды образовательного учреждения по формированию и развитию читательской грамотности младших школьников.
Очень интересным был доклад ученого Садыкова Р.М. из Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами из Узбекистана по проблеме функционального чтения в начальной школе. Дан анализ герменевтического подхода при изучении художественных произведений в школе.
Доклад научного сотрудника Института коррекционной педагогики из Москвы Сыроваткиной-Сидориной К.Б. посвящен исследованию специальных условий развития функциональной читательской грамотности на уроках в инклюзивно-коррекционных классах начальной школы.
Ученые из Передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» Казани Аетдинова Р.Р. и Капитонова Г.М. рассказали об особенностях междисциплинарной подготовки педагогических кадров для передовых инженерных школ в условиях достижения технологического суверенитета.
С докладом о создании и апробации авторской модели по развитию читательской грамотности младших школьников выступила кандидат пед.наук, доцент Института психологии и образования Камалова Л.А.
Выступление доктора пед.наук, профессора, члена-корреспондента Академии образования Республики Татарстан Габдулхакова В.Ф. посвящено проблеме технологии противодействия энтропии языковой личности.
Заседание Исследовательской группы показало сфокусированность ученых Российской Федерации, Республики Узбекистан, Кыргыстан на ведущих, ключевых проблемах современного педагогического образования, направленных на практическую реализацию государственных и национальных проектов и программ по формированию функционально грамотной личности школьника, выпускника школы, специалиста XXI века.