18 января 2023 года в полилингвальном комплексе Казани «Адымнар»- путь к знаниям и согласию» прошла встреча-совещание с авторами учебников по программе воспитания «Родительский университет».
В работе совещания «Родительский университет: новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций» приняли участие заместитель директора по воспитательной работе Киямова Рушанья Котдусовна, заместитель директора по общим вопросам Гильмутдинов Рустам Рамилович, педагоги-психологи школы, учителя начальных классов, классные руководители, один из авторов учебников для начальной школы по программе воспитания «Родительский университет» кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета Камалова Лера Ахтямовна.
Над учебниками «Родительского университета» для начальной школы работали доценты Камалова Л.А., Хаирова И.В. Общее руководство разработкой учебников осуществляла зав.кафедрой начального образования, профессор Закирова Венера Гильмхановна. Научным консультантом всех учебников «Родительского университета» выступила зав.кафедрой педагогики, профессор Валеева Роза Алексеевна.
В своем выступлении Камалова Л.А. раскрыла основные аспекты программы «Родительский университет» для начальной школы, особенности взаимодействия классных руководителей с родителями и учащимися.
Идея программы «Родительский университет» для начальной школы (родителей и учащихся 1-4 классов) – воспитание семейной, социальной и личностной культуры младших школьников. Изменение роли родителей в воспитании детей: родители становятся активными помощниками классных руководителей, единомышленниками педагога в интеллектуальном, физическом, психическом, духовно-нравственном развитии и воспитании ребенка, в социализации младших школьников.
1 класс. Цель:
1.Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность ребенка.
2.Воспитание духовно – нравственных ценностей, формирование нравственного идеала младших школьников.
3.Социализация учащихся и подготовка их к продолжению обучения в последующих классах начального образования и на ступени основного общего образования.
2 класс. Цель:
1. Формирование отношения к семье как основе российского общества.
2. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
3. Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.
4. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
3 класс. Цель:
4 класс. Цель:
1.Усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
2.Социализация обучающихся, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
1 блок - “Давайте познакомимся” (знакомство с родителями и проблемами взаимоотношений)
1 класс - Визитная карточка семьи «Давайте познакомимся!»
2 класс - Любите своих детей, или секреты родительского воспитания.
3 класс- От чего зависит успешность обучения младшего школьника?
4 класс – Творческий портрет нашей семьи. Ребенок в зеркале родителей.
2 блок - «Возраст и я» (Индивидуально - возрастные особенности детей класса)
1 класс - Адаптация первоклассника к обучению в школе.
2 класс - Интеллектуальное развитие второклассников.
3 класс - Общение в развитии личностных качеств ребенка.
4 класс - Психолого-педагогические особенности четвероклассников.
3 блок - «Они и мы»
1 класс - Взаимодействие с ребёнком на равных: иллюзия или реальность?
2 класс - Наши эмоции и эмоциональные состояния наших детей.
3 класс - Мальчики и девочки: особенности взаимодействия.
4 класс - Кредит доверия: услышать и понять друг друга.
4 блок – «Семья вчера и сегодня. Связь поколений и народов»
1 класс - Дайджест по семейному воспитанию: вчера и сегодня.
2 класс - Татарские и русские традиции в воспитании детей.
3 класс - Религиозные конфессии о воспитании детей.
4 класс - Толерантность как правило жизни.
5 блок- «Душа и тело»
1 класс - Режим дня (прогулка, еда) как инструмент адаптации первоклассника к школе.
2 класс - «Бодрое утро – залог хорошей учебы». Роль зарядки и движения для хорошей успеваемости и самочувствия младшего школьника.
3 класс - «Витамин Любви». Роль объятий (телесного контакта) в жизни ребенка.
4 класс - «Почему дети болеют?» Психосоматика детских заболеваний.
6 блок – «Легко ли быть умным дарованием?» (Помощь в обучении, подготовке к экзаменам)
1 класс - Как помочь ребенку хорошо учиться?
2 класс - Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?
3 класс - Проблемы одаренных детей и пути их решения.
4 класс - Как подготовиться к сдаче итоговых контрольных работ и экзаменов?
7 блок - «Не нужен клад, когда в семье лад»
1 класс - Мы вместе (поделись идеей совместного досуга).
2 класс - Семейное чтение в условиях современной действительности/для современных детей.
3 класс - Спорт в жизни семьи.
4 класс - Семейная гостиная.
8 блок -«Умей сказать «нет!»
1 класс - О важности для ребенка отстаивания себя и своих границ в семье.
2 класс - Правила поведения с чужими (малознакомыми) людьми.
3 класс - Мое тело – мое дело!
4 класс - Что, если друзья (одноклассники) задумали (предлагают) плохое?
9 блок – «Как решать проблемы в семье»
1 класс - «Ох, уж эта домашка!» Помощь детям при выполнении домашних заданий.
2 класс- «Не хочу в школу!» Как помочь ребенку, если он не хочет идти в школу.
3 класс - Правила общения в семье.
4 класс - «Все мы родом из детства». Экология семьи.
10 блок – Родительская конференция «Культура семьи» (совместная школьная)
1 класс - Здоровье детей – в наших руках!
2 класс - Поощрение и наказание детей.
3 класс - Откуда берутся «трудные дети»?
4 класс - Интернет в жизни ребенка: благо или опасность?
В Программе и учебниках «Родительского университета» учителям начальных классов предлагается широкий спектр современных педагогических технологий и практик проведения классных часов и занятий с детьми младшего школьного возраста. Сюда входят такие формы, как:
• этическая беседа,
• круглый стол,
• практикум,
• решение практических ситуаций,
• педагогическая мастерская,
• коучинг (информационно – практическая беседа),
• ролевая игра,
• родительская конференция,
• семейная гостиная,
• дискуссия,
• мозговой штурм и др.
В учебниках 1-4 классов «Родительского университета» разработаны встречи родителей с психологами, практикующими психологами, детскими врачами, опытными педагогами.
Для проведения классных часов в учебниках «Родительского университета» есть самые разные тесты, опросы, анкеты, диагностики для изучения поведения и эмоций детей, особенностей современных младших школьников.
В книгах «Родительского университета» для 1-4 классов помещены актуальные списки педагогической и психологической литературы для родителей.
Ожидаемые результаты:
•Формирование отношения к семье как основе российского общества.
•Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
•Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.
•Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Практические советы для родителей:
•Ваши отношения с ребенком будут гармоничными, если Вы будете жить духовной жизнью и интересами Вашего ребенка.
•Ваши семейные отношения улучшатся, если в Вашей семье есть свои семейные традиции.
•Ребенок будет счастливым, если каждый день будет видеть счастливых родителей: маму и папу, которые любят друг друга.
•Вы будете лучше понимать своего ребенка, если не забудете своего детства и впечатлений детства.
•Помните, что ребенок выносит из детства во взрослую жизнь очень многое: нравственные ценности, семейные ценности, семейный опыт, отношение к людям, к Родине, к родителям, друзьям, незнакомым людям, к себе самому.
Встреча в СОШ № 165 «Адымнар-Казань» прошла в дружеской, доброжелательной атмосфере. Руководство школы и педагоги, психологи проявили интерес к пособиям по воспитанию и желание работать по этим учебникам. Были высказаны слова благодарности авторам-разработчикам учебников «Родительского университета».
Учебники изданы в издательстве «Логос-Пресс» и украшают полки библиотеки полилингвального комплекса «Адымнар»- путь к знаниям и согласию» г.Казани.