«Педагогических чудес, как чудес вообще, не бывает, а есть серьезный,
подчас очень тяжелый педагогический труд»
Станислав Теофилович Шацкий
В течение всего пятого семестра, мы, студенты 3-го курса, проходили практику в ФГБПОУ «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (далее - СУВУ) - организации, созданной для осуществления образовательных, социальных и культурных функций для обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, требующих специального педагогического подхода.
Главная цель деятельности учреждений закрытого типа, является развитие личности подростка и предполагает процесс его постепенного успешного вхождения во взрослую социальную среду и адаптацию в ней — успешную социализацию и ресоциализацию. Вполне логично из вышесказанного следует то, что контингент, с которым мы имели возможность поработать, – подростки, совершившие правонарушения.
На первый взгляд, быт данного учреждения – это дисциплина и строгий распорядок дня, четко организованная система – вплоть до построения отрядов и рапорта перед каждым занятием. Однако строгость и дисциплина закрытых учебно-воспитательных учреждений не подразумевает под собой тотального авторитаризма, скорее наоборот, взаимодействие персонала и воспитанников строится на диалогичности общения, гуманности и уважении личности.
«Основным методом перевоспитания правонарушителей я считал такой, который основан на полнейшем игнорировании прошлого и тем более прошлых преступлений» – цитата из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко, так прочно отпечатавшись в памяти, то и дело всплывала во время работы в СУВУ. Правонарушения детей никогда не обсуждались ни публично, ни в рамках ознакомительных бесед.
Весьма интересным стал диалог с новоиспеченным воспитанником. Когда его допустили к посещению занятий и психологических часов, во время знакомства наш педагог задала хоть и краткий, но емкий вопрос: «Зачем ты здесь?»
Смог ли он ответить на этот вопрос верно? Очевидно, нет.
Побудило ли это к рефлексии о том, что прямо здесь и сейчас уже выстраивается его новое настоящее? Очевидно, да.
Вся деятельность, в которую вовлечены воспитанники, организована слаженным педагогическим коллективом (педагоги, психологи, социальные педагоги, мастера, специалисты службы режима и наставники по военно-спортивной подготовке) под руководством директора Кисиль Н.П. Психолого-педагогическая деятельность направлена на всестороннее развитие и обучение воспитанников. Психологические часы, работа в мастерских за столярными станками, уборка и облагораживание территории, репетиции для концертных мероприятий и конкурсов (одним словом, творчество), занятия спортом, работа в прицерковной лавке и многое другое. Всякий раз, слушая рассказы воспитанников о том, как прошла их неделя, мы искренне удивлялись тому, каким насыщенным был их быт, обучение и досуг, невольно приходя к мысли о том, что, как «до» перевода в СУВУ, так и «после» - эти ребята оставались все теми же подростками, также не любящими учиться, интересующимися фантастикой, спортом, музыкой, радующимися ярким лучам солнца и первому снегу, и что самое, на наш взгляд, важное, несмотря на внешнюю агрессивность, демонстративное поведение или же, наоборот, безразличие, прикрывающее собой недоверие к миру, умеющими любить и благодарить.
Они часто говорили: «Из хорошего на этой неделе у меня произошло то, что я созвонился с мамой/Мама приезжает на каникулах, мне дали отпускные», желали нам хороших выходных и дарили улыбку. Более того, об умении быть благодарным, свидетельствовали адресаты «писем Благодарности», которые мы готовили во время заключительного мероприятия, - большая часть писем была отправлена именно персоналу СУВУ – педагогам, психологам, директору, воспитателям и мастерам. Это ли не доказывает, что заинтересованность всех сотрудников в работе и ежедневный труд, желание помочь детям, медленно, но верно отражается в поступках воспитанников?
Психологическая диагностика в закрытых учебно-воспитательных учреждениях также имеет свои особенности: громоздкий тестовый инструментарий сменяется проективными методиками, рисуночными и/или графическими тестами в рамках групповой работы. Их применение обусловлено теми же причинами, что были озвучены ранее: высокая утомляемость, низкая концентрация внимания и отсутствие интереса к заполнению длинных тестовых бланков. Откровенно говоря, диагностика с помощью арт-терапии также имеет еще одно преимущество: она не подразумевает под собой искажение информации вследствие «выбора социально одобряемого ответа», творчество делает воспитанников более свободными и искренними в выражении собственных мыслей и эмоций. Более того, обработанные и интерпретированные данные, полученные в ходе диагностики, помогают выявить сразу несколько проблем, т.е. дают разнообразие в выборе тем тренинговых занятий.
Говоря о формах и методах работы, главный упор был сделан на психокоррекцию и психологическое просвещение – в основном, в рамках тренинговых занятий, проводимых на различные темы: командообразование, профилактика агрессивного поведения, формирование ассертивности, коррекция самооценки. Нам очень помогали знания, которые мы получали от преподавателей Института психологии и образования, кафедра педагогики (зав. кафедрой профессор Валеева Р.А.) по дисциплинам: «Психология девиантного поведения» (доцент Костюнина Н.Ю., ст. преподаватель Роженко В.А.), «Социальная педагогика (доцент Биктагирова Г.Ф.), «Основы превентивной педагогики» (доцент Костюнина Н.Ю.), «Теория и методика воспитания» (доцент Калацкая Н.Н., преподаватель Оренбурова Л.В.), «Психолого-педагогическая диагностика» (доцент Дроздикова-Зарипова А.Р.), «Нормативно-правовое обеспечение образования и социальной сферы» (доцент Парфилова Г.Г.), «Адаптационный тренинг» (доцент Каримова Л.Ш.) и др.
При подготовке тренинговых занятий мы уделяли достаточно большое количество времени для подбора материала, соизмеряли целесообразность проведения тех или иных упражнений, исходя из особенностей той или иной группы воспитанников, однако, со временем мы пришли к выводу: из каждого упражнения можно вывести пользу. К примеру, упражнение «То или это», где необходимо из двух вариантов выбрать один, может раскрыть систему жизненных ценностей подростка (мы достаточно долго вели дискуссии на тему дружбы, материальных и духовных ценностей), его интересы, склонности, или же эмоциональное состояние, а упражнение «За или против» - помогало развивать критическое мышление.
После всех проведенных тренингов, можно отметить, что гораздо эффективнее с воспитанниками работает игровая форма работы. Несмотря на то, что игра, казалось бы, предназначена для младшего школьного возраста, в данном случае, она стала наиболее интересной формой организации для воспитанников. Вероятно, это связано с тем, что сама концепция пенитенциарных заведений подразумевает под собой, с изнаночной стороны, принудительную изоляцию, оторванность подростка от семьи и близких, - как следствие эмоциональную и социальную депривацию.
Воспитанники – те же дети, которым необходимо веселье, больше коммуникаций, возможность проявить себя, снять психо-эмоциональное напряжение, поработать в команде – игра, в данном случае, удовлетворяла эти потребности. Более того, игровая форма проведения упражнений подходит в силу того, что она вызывает гораздо больше интереса, а, следовательно, концентрация внимания воспитанников удерживается более длительное время – этот факт является положительным скорее для нас, социальных педагогов.
Игра использовалась и в качестве начала занятия, т.е. «установление контакта», и в качестве основной части. Дополнительно, мы устраивали «Общие дни» - мероприятия, развлекательного характера – квизы, викторины, и заключительной частью нашей работы стала квест-игра по станциям, включающая в себя, как командную работу, соревновательный аспект, позволяющая проявить себя и в творчестве, и в спорте: проявить интеллекте, а также апробировать те психологические знания, о которых воспитанники узнавали на протяжении нашей совместной полугодовой работы.
Упоминая ранее психологическое просвещение, можно отметить, что формат классных часов или сухого повествования информации отнюдь не самый удачный вариант. Подросткам необходимо непосредственное участие, эмоциональный отклик, поэтому эффективными станут упражнения в форме «демостративных элементов», к примеру «Рассерженные шарики» или «Физиогномист». В данном случае, подростки сами могут выполнять действия с объектом повествования, посмотреть со стороны на то, о чем с ними говорят (в виде метафорических элементов).
Дополнительно, разбирая, к примеру, тему способов снятия психоэмоционального напряжения можно воспользоваться методом мозгового штурма или беседы, параллельно выполняя предложенные варианты (к примеру, когда подросток предлагал топать ногами, покричать или порвать бумагу – мы коллективно начинали выполнять эти действия).
Таким образом, практика в Раифском закрытом учебно-воспитательном учреждении - стала для нас полезным и эффективным образовательным сегментом – мы получили бесценный опыт работы с подростками, совершившими правонарушения, испытали себя в реальных нестандартных ситуациях, что позволило выявить специфику работы с такими подростками, развить необходимые профессиональные навыки, и в целом, натолкнуло на рефлексию о своей профессии, переосмысление ее после соприкосновения с непосредственным полем своей деятельности.
Исчезли предрассудки и опасения. Несовршеннолетние подростки, которые нарушили закон – это дети, которые совершили ошибки, со своими интересами, навыками, талантами, отличающиеся от своих сверстников лишь огромной потребностью в особых психолого-педагогических условиях обучения и воспитания. С ними важно и нужно работать. И если мы смогли им помочь, то значит, все наши усилия были не зря!!!
Глубокую признательность наш студенческий коллектив выражает руководителю психолого-педагогической службы СУВУ Салахутдиновой Г.А., старшему мастеру производственного обучения СУВУ Гиматутдиновой Н.С., ответственному за практику от кафедры педагогики Роженко В.А., за отзывчивость и поддержку в организации нашей практической деятельности. Благодаря Вам работа в данном учреждении была эффективной и плодотворной. Искреннюю благодарность за высокий профессионализм и преданность своему делу, мы выражаем доценту кафедры педагогики, Костюниной Надежде Юрьевне, которая осуществляла психолого-педагогическое сопровождение студентов во время прохождения педагогической практики. Ваши методические рекомендации, анализ проведенных занятий, внимание к каждому из нас, терпение и готовность помочь в любое время - это то, что помогало нам преодолевать трудности, возникающие во время прохождения практики.