5 декабря 2023 года делегация ученых и преподавателей четырех университетов Республики Узбекистан проходила обучение в Институте психологии и образования Казанского федерального университета по программе профессиональной стажировки «Развитие исследовательских и профессиональных компетенций в условиях современных вызовов».
День начался с мастер-класса кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики высшей школы Головановой Инны Игоревны. Слушатели курсов стажировки открывали для себя сложный механизм разработки цифрового образовательного ресурса в вузе, вслед за Инной Игоревной выполняли практические пошаговые задания по умению следовать определенному алгоритму действий при создании ЦОРа и его прикрепления к цифровой платформе вуза. Для преподавателей Узбекистана эта сложная и интересная работа очень значима, так как после прохождения стажировки каждый из них намерен разработать свой авторский цифровой образовательный ресурс по преподаваемой им дисциплине и работать по нему в своем родном университете. Самые активные слушатели программы уже попробовали свои силы в разработке ЦОР и даже записали фрагменты пробных лекций на интерактивной доскеYalinga. Одной из первых доцент кафедры математики и методики ее преподавания в начальном образовании Ташкентского государственного педагогического института Садыкова Альбина Венеровна записала часть лекции для студентов своего вуза.
Во время кофе-брейка слушатели программы с воодушевлением обсуждали возможности применения опыта Института психологии и образования КФУ в плане разработки и использования составленных ими цифровых образовательных ресурсов.
Очень эффективными были практические занятия, проведенные кандидатом педагогических наук, доцентом педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ Телегиной Надеждой Викторовной «Разработка фондов оценочных средств в вузе: деятельностный формат». Цель занятий: сформировать у слушателей новые и развить имеющиеся компетенции в инновационном формате в области проектирования и реализации научно-исследовательской, педагогической деятельности и публикационной активности. Слушатели задавали вопросы, проявляя большую заинтересованность в практическом применении полученных знаний по данной теме в своем университете.
Второй день программы стажировки запомнился ученым-преподавателям Узбекистана необычным форматом проведения курсов- обмен опытом с коллегами на кафедрах Института психологии и образования КФУ. Гости из Узбекистана могли свободно общаться с представителями кафедр Института, с заведующими кафедр, с преподавателями отдельных дисциплин. Такое общение предполагает взаимный интерес обеих сторон, основу для дальнейшего сотрудничества в области совместных научных исследований, разработок, написании статей. Нашим гостям такой обмен опытом очень понравился! Часть преподавателей вузов Узбекистана присутствовала на практическом занятии по методике обучения литературному чтению, которое провела кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ Камалова Лера Ахтямовна. На занятии были зав.кафедрой начального образования, доктор педагогических наук, профессор Закирова Венера Гильмхановна, доцент кафедры математики и методики ее преподавания в начальном образовании Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Садыкова Альбина Венеровна, доктор философии по педагогике Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Мухтаров Фаррух Мухаммадович, преподаватель кафедры начального образования Андижанского государственного педагогического института Ахунджанов Ибрагим Маратович. Гости из Узбекистана посмотрели открытые уроки студентов 3 курса групп 17.1-109 и 17.1-110 по литературному чтению в начальной школе.
Интересные современные уроки представили студенты Камалова Лиана – В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Ибрагимова Регина – В.Ю.Драгунский «Он живой и светится», Игнатьева Анастасия - Н.А.Некрасов «Школьник», - Краснова Снежана –Л.Н.Толстой «Косточка», Пацалюк Зарина – В. Сутеев «Под грибом». Гости высоко оценили методический уровень мини-уроков по чтению, пожелали студентам дальнейших успехов в овладении профессией учителя начальной школы.
Завершая практическое занятие по методике литературного чтения, Закирова Венера Гильмхановна рассказала гостям о современных педагогических технологиях в обучении студентов профиля «Начальное образование и иностранный (английский) язык», о создании условий для личностного роста студентов Казанского федерального университета, о глубоких знаниях и компетенциях, которые формируют Лицей им.Н.И.Лобачевского и IT-Лицей Казанского федерального университета.
Делегация слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Развитие исследовательских и профессиональных компетенций в условиях современных вызовов» оставила благодарные отзывы о Казанском федеральном университете, Институте психологии и образования, преподавателях Института психологии и образования.
Доктор философии по педагогике Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Мухтаров Фаррух Мухаммадович:«Очень благодарен нашим коллегам из Института психологии и образования КФУ, которые делятся с нами бесценным педагогическим опытом. Мы сейчас присутствуем на интерактивном занятии по составлению цифровых образовательных ресурсов. Ваш опыт разработки, использования ЦОРов расширяет наши горизонты, создает условия для развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. Спасибо большое за прекрасно организованные курсы, за высокий профессиональный уровень преподавателей, которые нас обучали»
Заведующий кафедрой экономики и туризма, профессорДжизакского филиала Национального университета имени Улугбека Цой Марина Петровна: «У нас есть совместные образовательные программы с КФУ. Когда мы приехали на стажировку в Институт психологии и образования, мы готовы были к тому, что вуз,входящий в топ-500 лучших университетов мира, имеет высокий уровень преподавания и научных исследований. Но то, что мы увидели в Институте психологии и образования КФУ, превзошло все наши ожидания. Мы увидели высокий уровень разработки и применения в образовательном процессе вуза цифровых, образовательных технологий, увидели увлеченность преподавателей Института психологии и образования. Классическая система обучения в университете дает прекрасные результаты. У нас большой интерес к участию в Международном форуме по педагогическому образованию в мае 2024 года. Спасибо за прекрасную доброжелательную атмосферу, которую создало для нас руководство Института психологии и образования. Нам очень приятно отметить высокий уровень культуры, деликатность, корректность, организованность, аккуратность, которые проявляются во всем».
Профессор кафедры Биотехнологии, доктор биологических наук Сайера Собировна Муродовна из Джизакского филиала Национального университета имени Улугбека:«Мы изучаем новые технологии и новые методики, которые мыхотим внедрить у нас в университете. Нас очень радушно приняли здесь в Институте психологии и образования, мы очень благодарны и признательны руководству ИПО и преподавателям. Преподаватели,которые ведут у нас лекции и практические занятия, очень понятно и просто объясняют и преподносят сложный материал так,что он становится понятным и доступным. Ваш директор Калимуллин Айдар Минимансурович очень хорошо знает и изучает традиции и культуру Узбекистана, нашего народа, очень демократичен, умеет разговаривать и общаться со всеми, к каждому преподавателю у него личностный подход. Мы знаем, что Айдар Минимансурович хорошо готовит национальные блюда, даже плов».
Садыкова Альбина Венеровна - доцент кафедры математики и методики ее преподавания в начальном образовании Ташкентского государственного педагогического института имени Низами: « Мы узнали много нового, открыли для себя новые технологии и практики обучения в вузе. Спасибо директору Института психологии и образования за прекрасно организованные курсы по программе профессиональной стажировки «Развитие исследовательских и профессиональных компетенций в условиях современных вызовов».Стажировка – это большая возможность познакомиться с новым опытом».