Технология комплексной экспертизы школьного климата в контексте культурного разнообразия
(Калимуллин Айдар Минимансурович, Хайрутдинова Резеда Рафаилевна, Громова Чулпан Раесовна, Семенова Елена Юрьевна, Шеймарданов Шамиль Фатович, Сакаев Василь Тимерьянович, Галимова Эльвира Габдельбаровна, Бисимбаева Динара Калымжановна, Нурутдинова Аида Наильевна, Лебедева Наталия Владимировна, Ахметкаримов Булат Гумарбаевич).
Аннотация.
В условиях растущей глобализации вопросы признания мультикультурализма, равноправия в образовании, уважения культурного разнообразия являются одними из наиболее острых социальных вопросов в образовательных учреждениях во всем мире, в том числе и России. Школа является одной из основных сфер, способствующих успешнойадаптации учащихся с разным культурным фоном, а также площадкой для эффективной профилактики развития и проявления экстремизма, насилия, расизма в подростковой и молодежной среде. Одним из недооцененных факторов устойчивого развития и резильентности в образовательном процессе школ на сегодня является школьный климат, определяемый как “совокупность норм, целей, ценностей, межличностных отношений, практик преподавания и обучения, а также организационной структуры в повседневной школьной жизни”. В целом позитивный школьный климат способствует личностной безопасности и построению доверительных отношений между учащимися и учителями, психологическому благополучию учеников и уменьшает их поведенческие проблемы. Школьная среда оказывает решающее влияние на становление личности, развитие ее этнической, гражданской идентичности, формирование межкультурных отношений, что особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Тем не менее, исследования и практика показывают, что школы зачастую плохо подготовлены к культурному, религиозному, этнолингвистическому, расовому разнообразию и не в состоянии обеспечить эффективное обучение и адаптацию детей мигрантов и учащихся из различных этнических и религиозных меньшинств. К тому же наблюдается инертность ряда школ регионов России по отношению к быстро меняющимся социальным запросам общества к изучению языков, формированию гражданской позиции, воспитанию культуры межнационального общения и т. д. Возникает острая необходимость в создании и применении специальных превентивных и интервенционных программ и технологий, способствующих поддержанию позитивного школьного климата в контексте культурного разнообразия с целью обеспечения психологического благополучия, успешной адаптации, академической успеваемости, инклюзии учащихся с разным культурным фоном, а также профилактики экстремистских проявлений в подростковой и молодежной среде. В этом аспекте представляется важным проведение междисциплинарного исследования школьного климата в контексте культурного разнообразия. Объединение фундаментальных исследований в области социологии, политологии, этнологии, истории, психологии, педагогики, лингвистики с научно обоснованными выводами и рекомендациями прикладного характера позволит многоаспектно изучить состояние школьного климата в контексте культурного разнообразия в школах поликультурных регионов Российской Федерации, а также найти, разработать и применить подходы к решению обозначенной проблемы. Данный междисциплинарный проект направлен на изучение специфических, ранее не изученных аспектов школьного климата в их соотношении с культурным многообразием образовательного пространства с целью создания на основе массива уникальных эмпирических данных инновационной технологии комплексной экспертизы школьного климата в контексте культурного многообразия для применения в поликультурных школах Российской Федерации.
Значимость и новизна проекта определяются тем, что исследования школьного климата в контексте культурного разнообразия в России до сих пор не проводились. В результате в России не разработаны технологии его оценки, методы влияния и механизмы регулирования. В рамках данного проекта вводится научная категория «школьный климат в контексте культурного разнообразия»; на основе междисциплинарного подхода выделяются и эмпирически верифицируются ключевые структурообразующие аспекты, отражающие культурное разнообразие школы; разрабатываются новые методики, апробируются и адаптируются зарубежные шкалы для оценки факторов школьного климата. В ходе реализации проекта будет разработана технология для комплексной экспертизы структурообразующих аспектов климата школы в контексте культурного разнообразия. Данная технология будет лежать в основе разрабатываемой в рамках проекта инновационной цифровой платформы сбора данных, исследования и сопровождения процесса формирования позитивного климата школ с высоким культурным разнообразием в поликультурных регионах Российской Федерации.
Мигранты в российской школе: установки и практики учителей»
(Громова Ч.Р., Хайрутдинова Р.Р., Бирман Д.И.)
Аннотация.
В условиях растущей глобализации образовательные учреждения во всем мире характеризуются высоким культурным разнообразием. При этом современной школе отведена немаловажная роль в противодействии социокультурным вызовам времени. Школа может рассматриваться как одна из важных сфер для успешной адаптации учащихся с разным культурным фоном и профилактики негативных проявлений экстремизма, терроризма, расизма в подростковой и молодежной среде. Вместе с тем, как показывает российский опыт, школьные учреждения часто не подготовлены к обучению учащихся-мигрантов, количество которых в классах растет и требует специальных образовательных мер. В проведенных на сегодня исследованиях подчеркивается, что в нашей стране до сих пор не сложились институализированные практики адаптации детей мигрантов в образовательное пространство (Александров и др., 2012; Громова и др, 2019). В таких условиях основная нагрузка по включению учащихся в новую культуру ложится на школьного учителя. Исследователи в области мультикультурного образования отмечают, что ключевой вопрос о том, как учителя реагируют на растущие культурное разнообразие, имеет решающее значение для школ во всем мире. Учителя в различных обществах должны понимать, принимать, уважать сложные характеристики этнических групп для реализации образовательных и культурных запросов учащихся (Banks, 1995; Gay 2002; Sleeter, 2005; Gorski, 2009 ).
В России исследования учительских установок в контексте культурного разнообразия единичны. В опубликованном нами ранее труде (Хайрутдинова, Громова, Калимуллин, 2019) представлены результаты изучения установок учителей к различным этносам и конфессиям в российском обществе. В целом показатели зафиксированы в пределах толерантности. Школьные учителя продемонстрировали позитивное отношение к коренным жителям страны, однако социальная дистанция была значительно дальше к представителям этнических групп из Центральной Азии и Северного Кавказа. Поскольку число мигрантов в Российской Федерации из этих регионов растет, важно учитывать последствия этих выводов. Более того, ранее доказано, что социальные установки учителей зависят от контекста, проявляются ли они на уровне общества или школы (Horenzcyk и Tatar, 2002). Можно предположить, что установки учителей могут быть изменены в условиях повседневной образовательной практики и влиять на эффективность адаптации учащихся-мигрантов. В этом аспекте для нашего научного коллектива представляется важным проведение экспериментального исследования взаимосвязи установок и практик учителей в работе с детьми мигрантов в рамках одного из поликультурных и мигрантоемких регионов России – Республике Татарстан с целью выявления необходимых условий развития компетенций современного учителя для осуществления соответствующего образования в культурно разнообразной школьной среде.