12-14 ноября в Москве проходит Седьмой профессорский форум «Образование, наука, семья – основы развития России». На форуме обсуждаются актуальные проблемы российского образования и науки. В работе форума принимают участие представители органов законодательной и исполнительной власти, научного, ректорского и академического корпусов, известные государственные и общественные деятели.
В работе форума принимают участие и сотрудники Института психологии и образования КФУ.
В центре внимания – проблемы семьи. Негативные показатели в демографии волнуют политиков, ученых, педагогов. Одни предлагают нормативно-правовое регулирование семейных отношений, другие – материальную поддержку (стимулирование) рождаемости, третьи – усиление религиозного воздействия, четвертые – раскрытие педагогического потенциала семьи, пятые – использование специальных технологий семейного воспитания в образовательном процессе детских садов, школ и вузов и т. д.
Однако, все эти подходы в большинстве своём мало учитывают специфические условия национально-государственного двуязычия и на самом деле создание семьи (или её распад) часто происходит не благодаря тем или иным (государственным, религиозным или педагогическим) мерам, а вопреки им.
Наши исследования показывают, что в представлениях молодых людей о семье уже есть некий национально-культурный код, на трансформацию которого плохо влияют (или не влияют совсем) все перечисленные выше меры. Направленность национально-культурного кода, определяющего характер представлений о семье у будущих педагогов, имеет сложный характер. Эта направленность зависит от геополитических, социально-политических, поликультурных, экономических и других факторов.
Результаты исследования были с интересом восприняты участниками форума, его материалы были одобрены и приняты к публикации в научных изданиях форума.