М.И. Махмутов начинал свою деятельность в Казани с должности преподавателя Казанского государственного университета им. В. И. Ленина. Однако многие помнят Мирзу Исмаиловича Махмутова как легендарного министра образования ТАССР, директора НИИ профтехпедагогики АПН СССР, руководителя Татарско-американского института, блестящего ученого, педагога и наставника, академика РАО и АН РТ, теоретика проблемного обучения, специалиста в области развития мышления и одаренности, религиозных и научных основ исламской культуры, раскрывшего в этой связи организационно-педагогические условия двуязычия, диалога культур и религиозных конфессий, технологий профессионально-направленного обучения.
М.И. Махмутов всегда говорил о том, что проблемное обучение развивает – развивает и воспитанника, и самого педагога. Но в 80-е – 90-е годы ХХ века стали быстро распространяться методические системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова-Занкова, построенные с учетом «зоны ближайшего развития» и преодолении учебных трудностей.
В основе проблемного обучения тоже лежит «зона ближайшего развития», а исследовательский поиск по разрешению противоречий тоже направлен на преодоление учебных трудностей. Поэтому М.И. Махмутов справедливо предлагал называть технологию проблемного обучения технологией проблемно-развивающего обучения.
В настоящее время мы видим, что технология проблемного обучения практически всегда имеет в виду развивающий смысл и успешно реализуется в самых разнообразных инновационных (в том числе цифровых) продуктах.