С таким названием вышла в Бресте коллективная монография. В монографию вошли концептуальные статьи ученых Беларуси, Румынии, Ирана, Луганской Народной Республики, России (Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и др.).
Важной частью монографии стала глава «МАНКУРТИЗМ В ЭТНИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» (авторы Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф.).
Манкуртизм понимается как отрыв личности от этнических корней. Это явление сейчас не только социальное, культурное, но и психолого-педагогическое (антропологическое), актуальное для современного школьного и высшего образования. Диагностическое исследование проходило на базе школ и университетов Татарстана в 2021-2022 гг. При этом была использована база архивных материалов и цифровых ресурсов. В ходе исследования было установлено, что манкуртизм характерен для большинства участников образовательного процесса и имеет свои особенности, положительные и отрицательные. Эти особенности необходимо учитывать при построении педагогических систем, направленных на воспитание гражданственности, патриотизма, на формирование норм межкультурного общения в школе и вузе.