В сентябре-августе 2019-го г. нам, студентам КФУ, выпала возможность принять участие в программе обмена студентами с национальным университетом Японии в г. Каназава (КУ). От КФУ поехало шестеро студентов, в числе которых от ИММ были мы – я, Менькова Александра, и Анисимов Вадим. Поездка была рассчитана на 26 дней и включала в себя стажировку в одной из японских компаний, занятие научной работой в КУ, симпозиум между КУ и 6-ю российскими университетами, а также некоторые другие мероприятия.
Наш путь начался с долгого перелета с пересадкой в Новосибирске до г. Нарита, где расположен один из международных аэропортов Японии. Уже с самого момента прибытия Япония начала раскрываться нам: кругом улыбчивые, радушные и крайне обходительные люди, интересные и непривычные технологии, чудесный сервис, «пение» цикад и сверчков и, конечно же, влажный горячий воздух.
В Нарите мы встретились с 15-ю студентами других пяти российских университетов, а затем все вместе полетели в г. Комацу, откуда на автобусе нас повезли в Каназаву, в кампус КУ. Девушек и парней развезли по разным общежитиям, которые находятся друг от друга в 15-20 минутах ходьбы.
Кампус КУ, включающий в себя здания университета и общежитий, является несколько обособленным от города комплексом. Он расположен на холмистой местности фактически в лесу. Забавный и одновременно пугающий факт: когда мы уже ехали в Каназаву на автобусе, нам раздали памятки о жизни в кампусе, где одним из пунктов были перечислены правила поведения в случае встречи с медведем.
В первый же день нам провели экскурсию по кампусу, во время которой мы также оформили все необходимые документы. На территории КУ есть столовые, однако заглядывали мы в них редко: да, сравнительно недорого, но ассортимент для русского человека «слегка» непонятен и скуден: в основном лишь рис и лапша. В связи с этим мы были частыми гостями супермаркета в ближайшем ТЦ, находящимся в километре от кампуса, а также Макдоналдса и иных заведений.
Через день после приезда нас повезли в г. Сузу, путь куда длился 3 часа, одна половина которого пролегала среди гор и лесов, а другая - по побережью Японского моря. Целью нашего 3-х дневного пребывания было разработать со своей командой решение проблемы уменьшения населения в небольших городах Японии в связи с их переездом в мегаполисы. В состав каждой команды входили по 1-2 японских студента, что заставило нас усиленно практиковать общение на английском, а также позволило из первых уст узнать много интересного о стране и ее культуре.
В Каназаве мы посетили самые выдающиеся достопримечательности: сад Кэнроку-эн и замок Каназава, а также дважды были на местном пляже на берегу Японского моря, куда добираться приходилось на автобусе, электричке и своих двоих, но это однозначно того стоило.
После первых насыщенных выходных, проведенных в Японии, новая неделя началась для нас с симпозиума, где мы вместе со студентами КУ приняли участие в постерной сессии, а преподаватели российских университетов, в том числе, конечно же, и КФУ, и КУ выступали с докладами. От КФУ на симпозиуме были проректор по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский, директор ИВМИиТ КФУ Сергей Геннадьевич Мосин и доцент ИММ КФУ Оскар Александрович Саченков.
Во время постерной сессии я выступала с работой «Трёхмерное прямое численное моделирование гидродинамики турбины ветрогенератора», а тема Вадима была «Исследование стратифицированного многофазного течения в капиллярах (повышение эффективности транспортировки жидкостей)». Данное мероприятие было очень интересным и познавательным. Главным плюсом я считаю опыт выступления, причем на английском языке. Мне довелось побеседовать с людьми, специализирующихся на теме моей научной работы, которые высказали свое авторитетное мнение и своими вопросами подтолкнули меня на новые размышления.
В тот день большинство наших студентов разъехались по другим городам Японии, где они должны были пройти стажировку в одной из компаний, которую каждый выбрал из предоставляемого нам списка. Направления работы этих организаций различны, ребята окунулись в совершенно разные области, однако по возвращению все были очень довольны новому полученному опыту.
Я же была в числе нестажирующихся студентов, вместе с которыми мы остались заниматься научной работой в лабораториях университета. Остальные присоединились к нам по прибытию в Каназаву.
КУ имеет много лабораторий, которые, по отзывам других российских студентов, способны удивить организацией работы и имеющимся оборудованием. Я и Вадим относились к лаборатории Fluid Information, входящей в состав Division of Mechanical Science and Engineering. Моя работа была связана с численным моделированием в программном комплексе Ansys Fluent, а задача Вадима заключалась в проведении эксперимента.
Мне было предложено выполнить несколько заданий, связанных с обтеканием крыловых профилей и гидродинамическим моделированием ветряных турбин, а для начала необходимо было познакомиться с новой для меня программой для генерации расчетных сеток. Учитывая, что каждая из задач является вычислительно затратной, времени для реализации всех их мне, разумеется, не хватило. Результаты, которые я получила на момент окончания пребывания в КУ, были представлены в ходе итоговой презентации перед профессорами лаборатории и кураторами, которые помогали мне и Вадиму при выполнении наших заданий.
За несколько дней перед нашим отъездом университетом была организована поездка в город Тойота на завод «Toyota». Нам довелось воочию наблюдать все этапы сборки автомобиля, причем как человеком, так и роботом, что было поистине завораживающим зрелищем. Затем мы посетили Toyota Kaikan Museum, где можно было увидеть обилие красивых дорогих машин, а также приобрести сувениры в магазине.
По окончанию всей программы КУ устроил мероприятие, в ходе которого каждому студенту был вручен сертификат, подтверждающий прохождение «Training Program for Russia-Japan Leaders of the Future (Basic Science Program)».
Вишенкой на торте стала заключительная точка нашего пребывания в стране восходящего солнца – столица Японии, Токио. На знакомство с городом у нас было ничтожно малое время по сравнению с его размерами – всего день. Поэтому мы постарались насладиться его атмосферой настолько, насколько это было возможно.
В целом поездка принесла море положительных эмоций. Вокруг все было ново и безумно интересно. Не знаю, удастся ли где-то еще встретить людей, которые все как один настолько искренне улыбчивы, милы и любезны. Эти пейзажи, улочки небольших городов и небоскребы мегаполисов надолго останутся в моей памяти. И отдельно можно выделить тот прекрасный опыт, который мы смогли получить в стенах КУ. Огромное спасибо за эту возможность КФУ, в особенности проректору по образовательной деятельности Дмитрию Альбертовичу Таюрскому, директору ИММ Екатерине Александровне Туриловой и заведующему кафедрой аэрогидромеханики Константину Андреевичу Поташеву.
Анисимов:
Стажировка была поделена на несколько основных частей.
1)Поездка в Ното
2)Стажировка на предприятии
3)Работа в лаборатории
Приехав в университет уже вечером, нам выдали ключи от индивидуальных комнат в общежитии. Оснащение комнат поражает: кондиционер, напольный кондиционер, пылесос, собственный двухкамерный холодильник, наличие ванной комнаты, большой рабочий стол, балкон.
Первый день был организационным. Для нас провели экскурсию по территории университета. Познакомили с инфраструктурой университета. Мы произвели оплату за проживание, страховку на время пребывания.
Расположение университета среди густого зеленого леса показалось очень интересным и необычным.
Вся программа первого дня была четко спланирована с точностью до минуты. После нашего менталитета такая пунктуальность кажется непривычной. Везде все шло строго по плану, без каких-либо осечек. Была встреча с научными руководителями. Прошла она неоднозначно: хотелось бы, чтобы мы могли рассказать о том, чем занимаются у нас в университете, послушать чем занимаются они, чтобы, возможно, найти общие точки соприкосновения. Знакомство свелось к тому, что показали рабочее место и обозначали дату финальной презентации своей работы.
Поездка в Ното
На следующий день мы отправились на три дня в Ното. Ното считается проблемным регионом в Японии.
Не успев оценить красоту вокруг, длительная поездка на автобусе оказалась как нельзя кстати. Было интересно наблюдать за всеми этими завораживающими видами.
Данная поездка в Ното не несла научный характер. Она была направлена больше на знакомство с японской культурой в том числе с кухней, политикой государства, природой и т п, так как Ното находится на берегу Японского моря.
Нам обозначили проблемы, (отсутствие рабочих мест, молодёжи, университетов) которые имеет данный регион. И за это время мы должны были предложить свои варианты, как спасти регион и улучшить нынешнюю ситуацию. Жили в комфортном хостеле, который по совместительству если я не ошибаюсь имеет аудитории для занятий.
После первого дня была организована «вечеринка», где мы могли сами приготовить на гриле мясо, овощи, грибы и другое. В конце сотрудники приготовили для нас традиционное блюдо в виде обжареной лапши с беконом.
Разделившись на разные группы, мы приступили к ответу на вопрос : как спасти Ното ?
Организаторы поручили нам ответственное задание: снять тематическое видео об «Арт объектах», находящихся на улицах Ното. Уже после того как видео было готово мы узнали, что данные видео будут выложены в Google Maps для привлечения туристов.
https://goo.gl/maps/L49epSFHsdLPhCj8A
После презентации наших идей спасения региона мы отправились к Мэру города Сузу. Побеседовали о ситуации в регионе, поговорили о том, что их проблемы схожи с проблемами в России.
На обратном пути в Канадзаву посетили винный завод Ното, где можно было продегустировать и приобрести напитки их производства.
Следующая неделя ознаменовалась симпозиумом. В виду того, что стажировки на предприятиях начинались уже на следующий день, многие были вынуждены уезжать в день проведения симпозиума.
Стажировка в Denso
Получилось так, что стажироваться среди российских студентов пришлось одному. По всей видимости никто из студентов не выбрал эту компанию.
Стажировка проходила в городе Кария, недалеко от Нагои в комании Denso. Добирались мы на поезде.
Проживание было в комфортном отеле. Первый день был вводный. Первая половина дня была посвящена тому, что вкратце было описан 4-х дневный график стажировки.
Тематика:
Мы были закреплены за отделом под названием “Thermal System Advanced”
Таким образом, моих навыков, полученных в университете было достаточно, чтобы осознать чем они занимаются и какие процессы они рассматривают в своих лабораториях.
Высокотехнологичное оборудование на каждом углу. Строгая конфиденциальность, запрет на фото и видео-съемку. Компания является дочерней компанией Тойоты, которая является неким “Research” центром.
Создание климатических систем, систем безопасности, создание авто-пилота, оптимизация имеющихся технологий для улучшения окружающей среды и многое другое.
Уже в первый день я и японский студент наблюдали за работой специалистов в лаборатории, в которой был воспроизведен цикл автомобильной холодильной установки. Специалисты занимались усовершенствованием этого цикла путем проведения различных экспериментов.
После этого была организована масштабная экскурсия по компании. Компания была нереальных по масштабу размеров: сотни различных лабораторий, офисных отделов. Посетили музей компании, где помимо исторического пути компании также были выставлены новейшие разработки.
Во второй день мы целый день должны были находиться в этой же лаборатории.
Сотрудники доверили каждому из нас собственноручно поучаствовать в эксперименте. Каждый по очереди заходил в зону эксперимента при температуре -10 градусов. Нужно было раскрутить гайки на трубках и снять секцию датчиков. К сожалению, мой японский коллега не справился с такой простой задачей и получил порцию хладагента в лицо.
После сотрудники настоятельно повели его в собственный медицинский центр на территории предприятия. Врачи не смогли точно сказать представляет ли опасность для его кожи это вещество.
Было решено, что его доставят в больницу. Я в качестве моральной поддержки присутствовал рядом. К счастью, все обошлось. Никакого вреда ему это не принесло.
Третий день мы познакомились с новой лабораторией, которая занималась созданием термоконтроллера для аккумуляторных батарей (электрокары, гибридные автомобили)
В ней также проводились различные испытания над батареями под влиянием различных температур.
После обеда мы отправились за пределы города Кария, непосредственно в заводские цеха, где было отлажено крупномасштабное производство климатических систем для автомобилей
(радиаторы, вентиляторы охлаждения, распределительные корпуса для климатических установок(кондиционер/отопитель))
Несмотря на гигантские площади, людей задействовано минимум, так как вся работа ведется специальными роботами сборки, которые также производства компании Денсо.
Заключительный день: мы посетили последнюю лабораторию, в которой тестировали ощущения пассажира в авто. Так называемый «чувствительный тест»
Авто в реальном размере находилось в стеклянном боксе при температуре 0 градусов. Необходимо было зайти туда, надеть наиболее распространённую весеннюю/ осеннюю куртку, побыть какое то время при 0 градусов. А затем сесть в авто, в котором уже автоматически работает климатическая система.
Задача была оценить ощущения от температуры и пребывания в авто(жарко ли голове, ногам, общий комфорт автомобиля).
В виду того, что за такой короткий срок было сложно быстро погрузиться в работу, в основном вели работу наблюдателей и слушателей.
Могу сказать, что получил колоссальное удовольствие от посещения этого места. Более современного производства трудно представить. Чего стоит их система оплаты за обед (касса автоматически сканирует пустую посуду на подносе и выдает цену)
Из минусов: к сожалению, было довольно проблематично строить диалог. По английски сотрудники компании говорили весьма неохотно, и не всегда понимали мои вопросы. Даже презентация о компании была выполнена только на японском языке.
По этой причине, обсудить все вопросы, наверное, не удалось. Но это не страшно. Несмотря на это я остался очень доволен.
Лично меня сотрудники компании во время обеда настоятельно уговаривали пробовать японскую кухню.
Не всегда это был удачный опыт...
Также из японских традиций: особенно важно для них пойти в какое-нибудь заведение после рабочего дня всем коллективом, чтобы разрядить обстановку и поговорить о впечатлениях и т п. В таком ключе и прошла прощальная вечеринка, угощали сырой кониной и другими не совсем привычными для нас блюдами.
Работа в лаборатории университета
Вернувшись назад после стажировки на предприятии, началась работа в лаборатории университета. Времени оставалось не так много, но что-то сделать мы все равно успели. Поговорив со студентами и рассказав о том, что я в своих работах не использую эксперимент, так как оборудование стоит значительных денег да и порой воссоздать эксперимент и вовсе нереально, было решено со стороны профессуры, что я проведу первый свой эксперимент в их лаборатории. Для меня было удивлением, насколько трудоемкий процесс- подготовка к самому эксперименту. Приходилось работать не только умственно, но даже больше физически.
Безусловно, это очень хороший и интересный опыт, но, на мой взгляд, гораздо проще решать без эксперимента, основываясь на аналитику и численные результаты.
Также незадолго до окончания работы в лаборатории была проведена экскурсия по заводу «Тойота» в городе Тойота. Понаблюдали за процессом финальной сборки автомобилей для местного рынка. Удалось увидеть в цеху комплектующие, созданные компанией Denso, стажировку в которой я проходил ранее.
Посетили музей, где могли посмотреть на наиболее актуальные линейки автомобилей, посидеть, пощупать собственными руками.
Вернувшись назад в университет, я продолжил реализацию эксперимента вместе со студенткой Како Яжима. Суть эксперимента заключалась в определении скорости потока проходящего через множество отверстий в пластине. Отражение в практическом ключе данное исследование находит в таких вещах как: автомобильные дефлектора в автомобиле, форсунки впрыска смеси и.т.п
Проведя эксперимент, получив результаты, я отчитался о работе на финальной презентации.
Этот день был последним в Канадзавском университете. На заключительной прощальной вечеринке мы заполнили анкеты, в которых указали: что понравилось, какие есть предложения и пожелания. Наконец получили сертификаты об успешном прохождении стажировки и уже в последний раз могли пообщаться с другими ребятами, японскими студентами и организаторами.
Отужинав, на прощанье по инициативе японской стороны мы все исполнили хором известную песню «Катюша»
На этом была поставлена финальной точка, после которой мы покинули Канадзаву уже утром следующего дня.
Небольшой итог:
Посмотрев на уровень жизни, уровень зарплат, возможности, которые имеют люди там, хочется только завидовать и мечтать вернуться назад. Действительно видно, что все делается для того, чтобы человеку было комфортно жить и развиваться. Оснащенность университета оборудованием, наличие масштабных предприятий, организация всех перемещений во время стажировки удивляет. Хотелось бы, чтобы времени на научную работу было больше, так как неделя это очень мало для получения каких-либо значительных результатов. Также хотелось бы пробыть на предприятии более 4 – х дней, чтобы лучше погрузиться в работу и также иметь возможность отчитаться о результатах.
Тотальное взаимоуважение, сохранение традиций, отсутствие хамства, порядочность и отзывчивость людей, общий комфорт нахождения – все это поражает восприятие российского человека. Никогда я не чувствовал себя в таком комфорте и безопасности как во время стажировки. Данная поездка хороший пример того, к чему стоит стремиться и что следует почерпнуть в свое сознание. Это был хороший опыт и хотелось бы, чтобы когда-нибудь была возможность оказаться там вновь.