Отчет о конференции
MATHEDU: диалог математиков и педагогов
Открытый и конструктивный диалог для обсуждения актуальных проблем, достижений и результатов исследования в области математического образования в средней и высшей школе состоялся на VI Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU - 2016), проходившей 25-26 ноября 2016 года в Институте математики и механики имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Организаторами конференции выступили Международный научно-образовательный математический центр, Институт математики и механики имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета.
География участников обширна - от Владивостока до Симферополя. В работе конференции приняли участие более 100 преподавателей и ученых из высших учебных заведений, школ, Республики Таджикистан, городов России - Москвы, Казани, Кирова, Омска, Оренбурга, Ельца, Симферополя, Владивостока, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Ярославля, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Красноярска, Арзамаса, Вологды, а также городов и районов Республики Татарстан.
Конференцию открыла кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Наиля Вакифовна Тимербаева. Она поздравила участников с открытием, обозначила направления работы.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор института математики и механики имени Н.И.Лобачевского, доктор физико-математических наук, профессор Максим Георгиевич Храмченков. Он подчеркнул значимость математического образования, пожелал плодотворной работы участникам конференции, выразил благодарность ее организаторам.
Заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики, доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова, выступила модератором на пленарном заседании. Она отметила, что в преддверии празднования Дня математики проведение конференции имеет особую значимость.
Пленарное заседание открыл доктор педагогических наук, профессор Вологодского государственного университета, Владимир Афанасьевич Тестов. В своем докладе «Методологические основы методики обучения математике в постнеклассический период развития науки» он отметил, что особенностью постнеклассической науки является переход от четких, определенных понятий к менее четким. В математике появились новые разделы, послужившие основой теории мягких моделей. Методика обучения математике давно оперирует с нестрого определенными, «размытыми» понятиями. На методике обучения математике сказывается как изменение научной картины мира, так и переход общества в новую сетевую эпоху. Владимир Афанасьевич подробно освятил данную тему и ответил на вопросы участников конференции.
Следующим выступающим пленарного заседания стал доктор физико-математических наук, профессор, академик АПСН РФ Комили Абдулхай Шарифзода, (КТГУ им. Носира Хусрава, Курган-Тюбе, Таджикистан). В своем докладе «К вопросу проблем истории науки физико-математического цикла и их развития в контексте мусульманского средневековья” он привел результаты исследования по истории физико-математической науки на средневековом мусульманском Востоке. По его мнению, развитие науки является составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Выделив периодизацию науки, с древнейших времен до наших дней, он рассмотрел особенности каждого периода, подробно остановился на периоде мусульманского средневековья. В своем докладе Абдулхай Шарифзода подчеркнул, что ученые этого периода большое внимание уделяли вопросам воспитания и методики обучения.
Большой интерес вызвало выступление доктора педагогических наук, профессора Лилианы Рафиковны Шакировой. В докладе «Историзация математического образования в школе и вузе» она раскрыла возможности включения историко-математических знаний в учебный процесс в школе и вузе, рассмотрела опыт просветительской деятельности, отметила его роль в патриотическом и нравственном воспитании молодого поколения. История математики дает возможность учащимся проследить, как развитие общества влияет на развитие математики и выяснить зависимость развития общественного строя от уровня развития математики. При грамотном преподнесении учителем исторического материала он из необязательного, являющегося лишь интеллектуальным фоном обучения, постепенно превращается в знание, определяющее понимание механизма развития всей цивилизации. Данный процесс, как отметила Лилиана Рафиковна, назван историзацией школьного математического образования, под которым понимается проникновение в него принципа историзма, предполагающего внедрение системы историко-методологических и историко-математических знаний, создающих условия для развития учащихся и оказывающих эмоциональное воздействие на личность учащегося.
В докладе она подчеркнула, что подготовке будущего учителя математики к использованию историко-математического знания в обучении школьников должно отводиться особое внимание. В выступлении Лилиана Рафиковна подробно рассказала о работе со студентами Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ. Для подготовки будущих учителей математики к организации исследовательской и поисковой работы со школьниками, ознакомления их с биографией и вкладом в науку великого геометра Н.И. Лобачевского и его последователей, привития им навыков публичного выступления ежегодно организуется конкурс на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век». Студенты разрабатывают проекты сценариев уроков, внеклассных мероприятий с историческими экскурсами, просветительских конференций по истории математической школы Казанского университета; готовят исследовательские работы о роли и влиянии научного творчества Н.И. Лобачевского на развитие Казанской математической школы, об учителях, учениках и последователях великого геометра и др. Результаты исследований помогают студентам в организации и проведении проектно-исследовательской работы со школьниками во время прохождения педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности.
В ИММ организуется ежегодная Всероссийская молодежная школа-конференция «Лобачевские чтения», одна из секций которой посвящена исследованиям по истории математики. 1 декабря, в день рождения Н.И. Лобачевского в университете празднуется День математики. В этот день ежегодно организуется Всероссийская математическая олимпиада студентов, проходит студенческая конференция, где выступают с результатами поисковой и исследовательской работы победители конкурса на лучшую студенческую работу «Лобачевский и XXI век». Выпускаются сборник материалов студенческой конференции, буклеты «Н.И. Лобачевский и Казанская математическая школа» или «Н.И. Лобачевский и Казанский университет», которыми награждаются активные участники конференции. По мнению Лилианы Рафиковны, задача преподавателя– помочь донести эти знания школьникам и студентам.
После выступления участники конференции из различных городов России – Москвы, Вологды, Кирова и других, обратились с просьбой к Лилиане Рафиковне о создании ресурса, на котором можно найти необходимую информацию по истории математики, в частности, о Н.И. Лобачевском и его последователях.
Завершила пленарное заседание методист, учитель математики, Сафонова Татьяна Анатольевна (ГБОУ Лицей №1158, Москва). В своем докладе «О некоторых практических шагах в реализации «Концепции развития математического образования в РФ» (на примере деятельности Ресурсного центра на базе Лицея № 1158 г. Москвы)» она рассказала о новых формах методической работы, направленные на повышение качества математического образования учащихся и совершенствование профессионального мастерства учителей математики. При рассмотрении вопросов выступления, Татьяна Анатольевна подробно остановилась на проблеме повышения качества работы учителей математики и применений современных технологий образовательного процесса. В рамках решения этой проблемы она выделила направления, по которым работает педагогический коллектив. В выступлении Татьяна Анатольевна отметила, что опыт работы кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского по организации Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU), на которой имеется возможность учителям и преподавателям обмениваться опытом, лег в основу работы по проведению аналогичных мероприятий в Москве. Так, на конференциях «Математизация как форма взаимодействия и интеграции общественных, естественных и технических наук», «Формирование метапредметной компетентности учащихся и учителей в условиях введения ФГОС», проводимые на базе лицея, были приглашены и участники Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU). Она подчеркнула, что благодаря конференции MATHEDU возникла возможность сотрудничества и создания совместных проектов учителей города Казани и учителей города Москвы.
Во второй день конференции состоялась работа по секциям: «Современные методики и технологии обучения математике и информатике в школе», «Современные методики и технологии обучения математике и информатике в вузе», «Многоуровневая подготовка учителей математики и информатики (бакалавриат, магистратура)», «Информационные технологии в преподавании математики», «Математическое моделирование и обучающие системы», «История и методология математики и математического образования», «Реализация ФГОС в математическом образовании». Модераторами секций выступили д.п.н., профессор В.А. Тестов, д.п.н., профессор Л.Р. Шакирова, д.ф.-м. н., академик Комили А.Ш.
По итогам конференции принята резолюция с рекомендациями по объединению всех творческих сил для реализации Концепции развития российского математического образования в России.
Участники конференции отметили значимость проведенного научного форума, способствующего установлению диалога между математиками – учеными и практиками, объединению научного потенциала для решения актуальных проблем математического образования, выразили благодарность Оргкомитету конференции.
Закрывая конференцию, заместитель директора по социально-воспитательной работе Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского, Петр Геннадьевич Великанов, отметил, что молодые учителя и магистранты, участвующие в конференции, имеют возможность перенимать опыт ведущих учителей и ученых, что способствует их профессиональному росту.
Участники получили сертификаты и сборники материалов конференции.
Ежегодно в рамках работы конференции организовывается культурная программа: посещение театров, музеев КФУ (истории КФУ, этнографии, геологии). Традиционным стало посещение экскурсии по памятным местам, связанным с историей Казанского Университета, Казанского Кремля, которую на высоком уровне проводит заместитель директора по социально-воспитательной работе Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского, П. Г. Великанов.
Оргкомитет конференции выражают глубокую благодарность всем участникам и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!