Первый день VII Международного Фестиваля школьных учителей, 7 августа, запомнится участникам мастер-классом – «Технология проектирования проблемного урока».
О том, как спроектировать проблемный урок, рассказала Надежда Савина – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Елабужского института КФУ. Свой мастер-класс она начала с обоснования актуальности данной темы: во-первых, данная проблема вписывается в рамки ФГОСа; во-вторых, имеет мощный развивающийся потенциал. «Проблемное обучение – средство развития личности, а, следовательно, и залог успеха страны в целом» – говорит Надежда Николаевна, – поэтому, одна из задач учителя – научить ребенка применять свои знания на практике».
Во время мастер-класса модератор разделила участников на небольшие группы, предоставив им раздаточный материал. Затем предложила им самим пошагово спроектировать проблемный урок. Из предложенного участникам материала они выбирали цель урока, соответствующие ей задачи, виды творческой мыслительной деятельности и др. Также участники вместе с лектором разбирали виды и уровни проблемного обучения, выясняли, что такое проблемная ситуация на уроке, способы и приемы ее создания. Особое внимание Н.Н. Савина уделила тому, что учителя должны создавать на уроке ситуации интеллектуального затруднения ученика, тогда это будет стимулировать ребенка к поисково-учебной деятельности: «Если учителю удается работать подобным образом, то это половина успеха!».
Модератор познакомила участников мастер-класса с особыми требованиями к постановке учебной проблемы: она должна быть связана с учебным материалом, вызывать у ученика чувство удивления, содержать противоречивую информацию и познавательную трудность. А оценить уровень проблемности разработанного урока можно с помощью степени познавательной самостоятельности учащихся: сумел ли ученик увидеть проблему, ее сформулировать, выдвинуть гипотезу и доказать ее.
В завершение своего выступления Надежда Николаевна подчеркнула: «Проблемный урок – это система, которая состоит из множества этапов, а учитель – это менеджер учебно-воспитательного процесса, который разрабатывает и реализует урок!».
В ходе мастер-класса модератор познакомила участников с дидактическими базовыми основами проблемного обучения, показала алгоритм построения проблемного урока. Данная тема привлекла внимание всей аудитории, так как применима для учащихся по любой учебной дисциплине.
Вот, что говорят о мастер-классе учителя-участники:
Анисия Гурьевна Коновалова, Спасский район: «Я – учитель опытный, и все же, эта тема, которую мы сейчас повторили, она очень актуальна в современной школе. Именно сегодня мы снова все повторили: и теорию, и конкретно на практике группой мы все вспоминали и раскрывали, а также пополнили свои знания. Спасибо лектору».
Резеда Гумеровна Хайруллина, Спасский район: «Настоящий мастер-класс! Так хорошо нам все объяснили, мы все усвоили и повторили то, что уже нами было изучено. Спасибо большое!».