Сегодня существуют четыре перспективные технологии, которые, по мнению ученых, будут определять развитие мировой науки в 21 веке. Это не только био-, инфо- и нанотехнологии, но и так называемые когнитивные (познавательные) технологии, развивающиеся на базе междисциплинарных когнитивных исследований и имеющие огромный потенциал роста. Когнитивным технологиям ученые предрекают гораздо большую популярность, чем нанотехнологиям.
Для нашего уха все еще непривычно звучит сам термин – «когнитивная наука». Здесь имеются в виду процессы познания и принятия решений – и все психические функции, которые участвуют в их обеспечении: мышление, внимание, память, язык как средство общения, а также эмоции и моторика. А также «мозговой субстрат» этих психических процессов. Недаром у истоков когнитивной науки стоят ученые, занимавшиеся такими междисциплинарными проблемами, как создание систем искусственного интеллекта, философия сознания и экспериментальная психология познания.
Специалисты, которые сегодня работают в области когнитивных наук, создают технологии, имеющие широкую область практического применения, прежде всего для решения задач, связанных с «человеческим фактором». В основу были заложены исследования в области объемно-зрительного восприятия, интеллекта, интуитивно-креативного мышления.
Над когнитивными проектами сегодня работают ведущие лаборатории большинства университетов и научных центров Западной Европы, Японии и США. В 2008 году был открыт первый в России Институт когнитивных исследований и соответствующие лаборатории в Казанском и Санкт-Петербургском государственных университетах.
Когнитивные технологии - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Они развивают воображение и ассоциативное мышление человека.
30 октября в Татарстане стартовала апробация инновационного проекта «Когнитивные технологии в образовании», разработанные учеными Казанского государственного университета под научным руководствомВладимира Антипова. Она рассчитана на развитие интеллектуальных способностей человека и адаптирована к системе обучения в высшей и средней школе. Для успешной реализации проекта на собственные средства КГУ были разработаны и изготовлены информационные материалы: растровые объемные изображения, 1000 комплектов обучающих пособий первого уровня обучения, 500 листов второго уровня обучения, баннеры.
В качестве экспериментальной площадки были определены лицей им.Н.И.Лобачевского при КГУ и гимназия №6 Приволжского района Казани.
«Современный этап в развитии цивилизации характеризуется лавинообразным нарастанием объёма информации и стремлением ускорить процессы информационного обмена. 90% информации о внешнем мире человек получает посредством зрения. В процессе обучения зрительная система приобретает способность объемного восприятия любых плоских изображений. Предположительно, что развитие зрительной системы сопровождается и приобретением интеллектуальных и творческих способностей, абстрактного мышления», - полагает Владимир Николаевич. Презентация.
Цель проекта - инициировать запрос организма учащихся на развитие и постоянное применение интуитивно-креативного мышления, а также обучить навыкам приобретения новых способностей зрительной системы по объемному восприятию плоских изображений.
Система обучения имеет три уровня. Первый и второй – дистанционные. Учащимся выдаются обучающие изображения, поясняются приемы их применения. Первые два цикла не требуют много времени. Достаточно, проходя мимо обучающих изображений, просто наблюдать на них стереоскопическую глубину. На третьем уровне обучения учащиеся учатся самостоятельно «монтировать» обучающие изображения различной степени сложности.
«Быстрое и прочное усвоение знаний зависит от правильного воспитания внимания, памяти, зрения и в особенности мышления учащихся. Основной причиной, по моему мнению, учебных затруднений является то, что при организации учебного процесса не учитывается уровень когнитивного развития учеников. Учитель, по существу, не знает, чему он учит – каким видам и типам знаний и деятельностей. Как школьник при этом действует, как он схватывает, - это остается вне контроля педагога. Как должен учащийся это сделать, - этого учитель тоже не знает. И мы еще удивляемся, что 15-20% школьников не успевают усвоить материал. Использование когнитивных моделей, разработанных казанскими учеными, полагаю, будет способствовать развитию интеллектуальной интуиции, креативности учащихся», - убеждена директор экспериментальной площадки - лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУЕлена Скобельцына.
На первом этапе апробации было проведено 34 урока. 19 (359 учащихся) в лицее и 15 (287 учащихся) в гимназии. Ребят познакомили с проектом и провели опрос. Он выявил, что 92% детей выразили желание получить знания:
- развитию креативного мышления;
- интуитивным способностям;
- объемному восприятию плоских изображений.
- 36 (или 6%) детей категорически против предлагаемых знаний.
Оставшиеся 25 % школьников считают целесообразным приобрести одну или две из перечисленных областей знания.
Случайная выборка одного из классов показала: - 75% - наблюдают эффект рельефности на Физической карте Мира; - 85%- наблюдают эффекта рельефности на обучающем пособии №2. - 75% - знакомы с методикой наблюдения глубины в обучающих пособиях; - 96%- смогли освоить первый пример наблюдения стереоскопической глубины.
«К началу следующего тура мы уже можем сделать некоторые выводы. У подавляющего большинства детей зрительная система готова к началу первого этапа обучения. Более того, до 85% учащихся уже имеют первичные уровни (рельефность) развития полноценного объемного восприятия плоских изображений», - отмечает Владимир Николаевич.
С приходом нового приоритетного направления в мировой науке – когнитивистики в ближайшем будущем изменятся сами принципы работы с информацией, как в свое время жизнь изменили персональные компьютеры.
И вполне возможно, что ученые будущего станут гордо уточнять: «Я не педагог, я когнитолог!»