«Разве не удивительно,- мы бросаем в землю удобрения, а получаем сладкую клубнику. Это делает природа с помощью химических реакций. Нанотехнологии позволят получать ягоду куда проще – меняя порядок атомов, создавая под заказ любые неорганические материалы», - так образно рассказывает о перспективном направлениио приверженец нанотехнологии Эрик Дрекслер. Да, мы уже умеем создавать самые разные материалы с качественно новыми свойствами, востребованные во многих сферах.
Но сегодня человечество подошло к еще одному рубежу, который завоевывает все большую популярность. Речь идет о когнитивных технологиях - соединении процессов познания, в котором участвуют все психические процессы - мышление, память, язык как средство общении, эмоции и моторика. Когнитивный подход сегодня оказывается ключом к решению тех вопросов, исследования которых ранее без всякого обращения к анализу познавательных процессов оставались бесплодными.
30 октября 2009 года, на двух экспериментальных площадках (Лицей им. Н.И.Лобачевского при КГУ и гимназия №6), стартовал пилотный проект «Когнитивные технологии в образовании», разработанные учеными Казанского государственного университета под научным руководством Владимира Антипова. По мнению автора проекта, в каждом человеке генетически заложены интуитивные и креативные способности. Поэтому и цель мероприятия – обучить навыкам приобретения новых способностей зрительной системы по объемному восприятию плоских изображений. Сегодня можно уже сделать некоторые выводы:
«Путем эксперимента выявлено, что зрительная система некоторых детей находится уже в условиях полноценного объемного восприятия плоских изображений, хотя, вполне вероятно допустить, что ребята просто не обращали внимания на способности своей зрительной системы. Около 1% школьников ранее приобрели высокие способности объемно воспринимать плоские изображения. Возможно, рельефность и есть модель нервной системы будущих способностей развития объемного зрения всех участников проекта. Свыше 70 процентов ребят высказались за приобретение новых, инновационных знаний. С позиции науки получены статистические результаты, позволяющие предполагать, что эффекты рельефности находятся в стадии распространения и относятся к условиям адаптации зрительной системы человека в современной среде обитания. Обобщая полученные результаты, можно сказать – феномен полноценного объемного восприятия - это научный результат. Таким образом, наш образовательный проект позволяет их «разбудить» и «толкнуть» развитие в нужном направлении», - комментирует результаты апробации Владимир Николаевич.
Сравнивая результаты эксперимента в Лицее им. Н.И.Лобачевского и гимназии №6, то и здесь можно отметить следующее: показатели лицеистов были выше в 1,8 – 2,7 раз. Скорее всего, это связано с тем, что в лицее образование получают дети, которые отбирались по наиболее высоким показателям знаний в различных учебных заведениях. В гимназии же учатся ребята с первого класса, и нет отсева по оценкам.
«Восприятие, в том числе, зрительное, находится под воздействием мышления, следовательно, развитие зрительной системы адекватно будет отражаться на развитии мозга и сознания. Следовательно, можно предположить, что «технология» проведенного опроса может являться «индикатором» уровня интеллектуального развития учащихся. То есть, с использованием эффектов рельефности получено подтверждение (пока косвенное) предположения о зависимости уровня развития зрительной системы и интеллектуальных способностей», - отмечает автор проекта.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что полученный опыт позволяет структурировать проект для применения в системе среднего образования, так как по своим возможностям предлагаемая методика попадает под задачи национального проекта «Наша Новая школа».