С 22 по 24 мая в Санкт-Петербурге прошел V Всероссийский научно-практический семинар «Беспилотные транспортные средства с элементами искусственного интеллекта», БТС-ИИ-2019, целью которого являлось представление новых результатов и обмен опытом между специалистами в области искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных транспортных средств. В 2019-м году семинар был организован Российской ассоциацией искусственного интеллекта (РАИИ) совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН). Полные версии успешно прошедших рецензирование и принятых к публикации докладов будут проиндексированы в российской базе РИНЦ.
В 2017-м году семинар проходил на базе Казанского федерального университета, организаторами которого выступили Лаборатория интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС) Высшей школы ИТИС и Российская ассоциация искусственного интеллекта. В этом году научные доклады представил руководитель ЛИРС, член программного комитета семинара профессор Евгений Магид. Темами представленных докладов явились:
«Пилотные виртуальные эксперименты по сравнению систем координатных меток Aruco и AprilTag на устойчивость к вращению». Авторы: А.А. Закиев, К.С. Шабалина, Т.Г. Цой, Е.А. Магид.
«Моделирование мобильного робота Аврора Юниор в среде ROS/Gazebo». Авторы: К.С. Шабалина, А.Г. Сагитов, Е.А. Магид.
«Перенос подхода машинного обучения с подкреплением с симуляционной модели на мобильного робота». Авторы: А.Г. Сагитов, Tetsuto Takano, Shohei Muto, Р.О. Лавренов.
Профессор Евгений Магид о семинаре: «По традиции, на семинар собрались ведущие ученые в области применения искусственного интеллекта для беспилотных роботов. Как и на прошлом семинаре, оживленную дискуссию вызвала наша серия работ по системам координатных меток. Также, многие научные группы вслед за командой ЛИРС активно начали интегрировать свои разработки в робототехническую операционную систему ROS и использовать симулятор Gazebo. Впервые в семинаре приняли участие представители юридической отрасли - в рамках круглого стола "РЭП: роботы, этика, право" они подняли темы этических аспектов применения автономных систем и законодательного регулирования в области интеллектуальной робототехники. Так, например, мы узнали, что команда разработчиков, в чей код или алгоритм вкралась ошибка, повлекшая смерть человека под колесами беспилотного автомобиля, могут получить наказание вплоть до пожизненного лишения свободы в соответствии со статьей 105 УК РФ, часть 2, пункт «ж». Я постоянно напоминаю нашим студентам об огромной ответственности разработчика интеллектуальных роботов за свои создания, но теперь, благодаря юристам Московского государственного университета у меня в лекциях появится и конкретная мера этой ответственности.»