Программу развития ИТИС на ближайшие годы представил директор ИТИС Михаил Абрамский в рамках ежегодного заслушивания дорожных карт институтов. На презентации присутствовали врио ректора КФУ Дмитрий Таюрский, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин, проректор по цифровой трансформации и инновационной деятельности Дмитрий Пашин, а также сотрудники ИТИС.
Для начала директор ИТИС упомянул о некоторых достижениях за 2021 год и первый квартал 2022 года. Среди них – запуск второй программы бакалавриата, открытие магистратуры Product Development совместно со Сбером, старт общеуниверситетского проекта «Трансформация образовательной среды КФУ» в ИТИС, первый набор на программу магистратуры по Искусственному интеллекту, проект «Metaverse для РТ» и другие. Также были обозначены вызовы ближайших лет. ИТИС, в первую очередь, стремится к удержанию молодых специалистов, а также увеличению интереса ИТ-компаний к исследовательской деятельности.
В обновленной миссии ИТИС кадровый вопрос является одним из главных. Есть четкое представление о современном квалифицированном специалисте в области цифровых технологий, которого будет готовить институт:
«Этот специалист должен быть способен к осуществлению проектной деятельности и цифровых трансформаций и ориентирован на lifelong learning, он также должен быть ориентирован на создание новых знаний, отечественных цифровых технологий и продуктов, способен к работе в R&D-подразделениях, владеть современной технологической повесткой страны и мира, учитывать мировую ситуацию (экономическую, политическую, социальную) при планировании и принятии решений в собственной профессиональной деятельности, должен быть ориентированным на созидательную, творческую и предпринимательскую активности, а также являться носителем цифровой культуры и культуры работы с данными» - уточнил Михаил Абрамский.
В целом, приоритетными направлениями в образовании и науки для института остаются:
1. Программная инженерия и IT-образование (корпоративная, веб, мобильная разработка, EdTech);
2. Технологии VR/AR и разработка игр (геймдизайн, 3D-модели для игр, VR/AR, симуляторы и тренажеры, нарративный дизайн);
3. Интеллектуальная робототехника (мобильная, социальная, коллаборативная, промышленная, задачи компьютерного зрения);
4. Технологии искусственного интеллекта (цифровая аналитика, прикладной анализ данных, управление данными, прикладные задачи анализа текста, онтологии и базы знаний).
На данный момент ИТИС активно участвует в трех стратегических проектах Приоритета 2030 - «Геномные и постгеномные технологии здоровьесбережения и повышение биологической грамотности для устойчивого развития общества», «Метаплатформенные решения ИТ, ИИ и киберфизических систем», «Создание комплекса доказательных технологий и платформенных решений для повышения качества человеческого потенциала в условиях новых социально-экономических вызовов».
«В рамках пересечения стратегического проекта и того направления, которым наш институт занимается у нас есть либо лаборатория, которая будет открываться с необходимыми компетенциями (SIM - Симуляционные технологии в биомедицине, лаборатория разработки интеллектуальных инструментов для компьютерных игр, Лаборатория МедРо – медицинской робототехники, лаборатория коллаборативных промышленных робототехнических систем, лаборатория технологий расширенной реальности в промышленных процессах – прим.автора), либо проекты, которые сейчас уже разработаны и запущены. Например, платформа координации педагогических исследований и платформа для детей с РАС. Также ведет свою работу консорциум «Экспериментальные исследования в области программной инженерии»» - рассказал Михаил Абрамский.
Консорциум призван обеспечить непрерывный цикл обмена данными, знаниями и цифровыми артефактами между академическими организациями и IT-компаниями для ускорения внедрения фронтира IT в образовательную программу, проведения экспериментальных исследований и форсайтов направлений развития программной инженерии. 2022 году в рамках консорциума планируется открытие новой лаборатории Гостех совместно с компаниями Сбер и Технократия.
Согласно дорожной карте института, наиболее важные изменения коснутся образовательного блока. Уже сейчас запущена трансформация учебных программ бакалавров. С прошлого года функционирует два профиля подготовки – классический вариант и с применением дистанционных технологий. В 2022 году заявлено уже 3 переформатированных образовательных профиля бакалавриата - «Современная разработка ПО», где студент по окончанию вуза гарантированно сможет занимать позицию Middle разработчика / Data-аналитика; «Разработка цифровых продуктов в распределенных командах» - преимущественно в онлайн формате, что поможет снизить кадровую нагрузку для Института и расширит напротив контингент обучающихся, позволит им совмещать учебу и работу. В программе будут участвовать ведущие компании отечественного рынка онлайн-образования, а также партнеры ИТИС, чьи курсы будут интегрированы в учебный план ИТИС.
«В этой программе студент получает опыт цифровой реальности, которую может ждать ИТ в работе вне офиса. У нас большая страна и текущие вызовы требуют кооперации между регионами и городами, это касается и ИТ-команд. У наших партнеров из Казани есть офисы в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке. Как вести проект в такой реальности, как тестировать, быть аналитиком в цифровом пространстве. Об этом всем эта программа» - объяснил Михаил Абрамский.
Третий новый профиль бакалавриата - «Разработка информационных систем» (с применением ДОТ) является сетевым с иностранными вузами-партнерами.
Отличительной особенностью образовательной политики ИТИС на ближайшие годы станет и усиление работы в сфере искусственного интеллекта. В 2022 году планируется приём сразу на две магистерские программы по ИИ - «Методы и инструменты ИИ в разработке цифровых продуктов» и англоязычная программа “AI Methods and Tools in Software Development”. Дополнительный блок обязательных дисциплин по изучению искусственного интеллекта появится в программе бакалавриата “Современная разработка ПО”, что позволит готовить новых специалистов - Data-инженеров и Data-архитекторов. Кроме того, некоторые программы магистратуры могут быть переориентированы на использование национальных цифровых платформ (Сбер, Яндекс, VK) а также продуктов с открытым исходным кодом.
Будут изменения и в сфере дополнительного образования. Запустятся новые курсы - "Автоматизированное тестирование ПО", "Разработчик Python", "Разработчик Java", "Программирование на 1С", "Системный аналитик", адаптивные программы для предприятий и др.
Во время презентации дорожной карты ИТИС упомянули и о, недавно открывшемся, Стартап-клубе KFU. Это проект иностранных студентов 1 курса института, где будет реализована англоязычная среда для обсуждения идей, которые в дальнейшем могут вырасти в студенческие стартапы. В ближайшем будущем будет проведен пилотный запуск инициативы «Стартап как диплом».
Были обозначены и несколько точек роста в сфере молодежной политики. Развитие института кураторства и тьюторства являются наиболее значимыми аспектами на сегодня. ИТИС в феврале этого года впервые во всем КФУ провел семинар кураторов, где были представлены методы воспитательной работы, используемые в институте. Модель «студент студенту» успешно реализуется в ИТИС, помогая обучающимся адаптироваться в учебной процессе и внеучебной деятельности, куда относятся творческие постановки, экологические инициативы, донорство, социальная работа и др. Работают в ИТИС и четыре научных кружка, в планах открытие еще двух.
В завершении директор ИТИС, обсуждая кадровый вопрос, предложил в рамках инициатив по поддержке IT-сферы выйти с предложением создания дополнительных мер поддержки ИТ-специалистам, которые решили перейти на работу в вуз в качестве преподавателей и исследователей.