Участница проекта Юлия Ермолаева посетила очередной международный Московский Урбанистический форум, прошедший с 4 по 7 ИЮЛЯ 2019 в ПАРКЕ «ЗАРЯДЬЕ», г. Москва. Проблема-флагман форума относилась к поиску острых проблем и инструментов повышения качества жизни горожанина. Парадигма, направленная на удовлетворение потребностей человека в жилом пространстве взяла верх над урбанистическими концепциями «машин роста». Здоровье, физическое и психологическое, также стало центральной темой форума, на котором активно обсуждались пути по повышению здоровья наиболее уязвимые группы населения – детей и пожилых.
На ток шоу «Улица будущего. Прогулка с урбанистом, транспортником и футурологом», обсуждались реализованные в мире проекты, которые могут создать комфортный образ улиц будущего. Спикером выступил Висенте Гуаярт - руководитель Международной лаборатории проектирования городов, НИУ ВШЭ, испанский урбанист, главный архитектор Барселоны в 2011-2015 гг. Он исследовал взаимосвязь между архитектурой, природой и технологиями при создании новых моделей развития города в информационном обществе, продвигал идею планирования городов с помощью гейминификации. Его концепция наиболее соответствует программе Urban Habitat, где он консультирует по вопросам окружающей среды, инфраструктуры, городского планирования и информационных технологий в разрезе устойчивых городов.
Еще один спике, Кент Ларсон – директор проекта City Science и руководитель компании MIT показал внедрение практических решений, позволяющих поддерживать предпринимательский сектор, повышение жизнеспособности и эффективности городских пространств. При создании своих проектов его команда использует технологии симуляции и дополненной реальности, разрабатываются трансформируемые жилые пространства и средства мобильности («mobility-on-demand system»).
Также на форуме выступал футуролог и урбанист Грег Линдсей — старший научный сотрудник фонда New Cities Foundation, глава инициативы Connected Mobility, автор книги «Аэротрополис: как мы будем жить дальше» («Aerotropolis: The Way We’ll Live Next»). В своей книге он предлагается реализовать минималистические решения площади жилых помещений «квартира без мебели» - встроенная мебель трансформируется под сиюминутные потребности жильцов, совмещая в одном пространстве кухню, спальную, гостиную. Подобные градостроительные технологии уже массово реализуются в Сингапуре. В качестве экологичных решений предлагается совершить переход к улице без автомобилей за счет таких инструментов, как развитие сети каршеринга, улучшенного городского общественного транспорта, и электро-роботов – машин, способных обходить препятствия в реальном времени. Ожидаются изменения в степени свободы принятия решений граждан в концепции «города без правительства» (city-without-government), суть которого состоит в расширении сферы демократического влияния граждан с помощью инструментов тактического урбанизма, например, за счет электронного правительства.
На брифинге «Приоритеты развития. Проекты, меняющие Москву» выступили как иностранные, так и отечественные урбанисты и представители. К примеру, Марат Хуснуллин- заместитель мэра при Правительстве Москвы, Жерар Местралле - почетный президент «ENGIE», SUEZ, Тадао Камеи - Президент и генеральный директор «Nikken Sekkei», Владислав Бутенко - управляющий партнер «BCG». Все эксперт отметили, что рост качества жизни горожан – один из ключевых приоритетов развития Москвы. Эта цель достигается за счет реализации масштабных проектов в жилищной и транспортной сферах, создании качественных общественных пространств. К таким проектам относятся Программа реновации города, транспортные мегапроекты – Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры.
В докладе BCG в комплексном развитии городов выделено 5 практик мегагородов - в новой траектории гражданско-центричной парадигме правительство смотрит на городские изменения глазами жителя, все больше внимания уделяется гражданскому моделированию. Соответственно, согласно пирамиде потребностей горожанина, город должен плотно обеспечивать базовый набор услуг, держать на уровне качество и разнообразие городских сервисов, создавать пространства использования продуктивного времени, а также экологичность пространства и высокое качество жизни (многофункциональность пространства), создавать инклюзивность всех сообществ с равной возможностью участвовать в жизни города.
Кроме этого, на форуме были выдвинуты 5 уроков, которые Москва может предложить мировым мегаполисам. Сейчас Москва стала городом, который создает устойчивую инфраструктуру, способную выдержать стихийные бедствия (resilience), ориентируется на потребности граждан (удобный общественный транспорт, каршеринг, участие в социальных программах, расширение общественных пространств); Москва не боится сравнивать себя с другими мегаполисами, внедряя те или иные готовые решения; перешла к концепции «потребности района» - инициатива по внедоению механизмов управления через микропроекты. Так, московское центральное кольцо (МЦК) способствовало эффективности реализации проект по аренде помещения в районах, далеких от центра, таким образом они стали вовлечены в экономику города. Благодаря МЦД сокращается время поездки граждан стоя, качество жизни улучшается, быстрее всего растут районы которые уже экономические разнообразны, т. е. включают множество секторов городского хозяйства и делают инфраструктуру города в районах самодостаточной.
Иностранные эксперты отметили готовность Москвы воспринимать новые изменения и достойно реагировать не только на экологические, но и на экономические вызовы. Из самых удачных нововведений особенно подчеркивали трансформации к переходу на устойчивый транспорт. Общая рекомендация для Москвы от иностранных урбанистов – соблюсти баланс развития бюрокоатических и контролирующих структур и тех структур, которые могут создаваться самими гражданами в их пользу. В конце обсуждения, участники форума пришли к мнению, что будущее возможно только за теми технологиями, которые пройдут испытание временем, и именно они будут масштабироваться в городах мира независимо от культурного контекста городской среды.
Автор: Ю.В.Ермолаева