В августе исследовательская группа лаборатории приняла участие в воркшопе по методу совместного моделирования (participatory modelling) – относительно новому для России методу вовлечения заинтересованных сторон (стейкхолдеров) к анализу проблем и выработке совместных решений.
Авторский тренинг провела для нас Елена Баханова – один из немногих специалистов по данной методике в России, имеющая профильное зарубежное образование и практический опыт участия в проектах совместного моделирования в Португалии, Нидерландах и России, ныне сотрудник Сколковского института науки и технологий.
Совместное моделирование, безусловно, можно отнести к научным методам познания реальности, хотя в процессе анализа проблемы и разработки решений принимают участие не только ученые, а также и люди, не имеющие экспертных компетенций, но вовлеченные прямо или опосредованно в рассматриваемые ситуации и проблемы.
Совместное моделирование основано на принципах системной динамики (system dynamics), которая учитывает причинно-следственные взаимосвязи между элементами системы, особое внимание уделяется обратной связи между ними. Использование компьютерного моделирования позволяет делать прогнозы и рекомендации относительно решения проблем, возникающих на стыке экологической, социальной и экономической сфер. С конца XX века такие проблемы относят к области рассмотрения «пост-нормальной» науки (post-normal science), имеющей дело с ситуациями неопределенности, в которых проблемы имеют динамический характер, а проще говоря, изменяются во времени. В таких ситуациях решения должны приниматься очень быстро, а ошибки стоят очень дорого. При этом, как правило, затрагиваются интересы целого спектра стейкхолдеров и, как следствие, есть несколько различных, но равноценных по значимости взглядов на проблему.
Примерами проблем, изучаемых и разрешающихся с помощью метода совместного моделирования, являются риски глобального изменения климата, городское планирование, обращение с отходами, стратегическое планирование развития компаний и проч. Как правило, все они изучаются на стыке экономики, социологии и наук об окружающей среде, требуют глубокого предварительного анализа, подсчета ресурсов и учета мнения заинтересованных сторон. В комплексе, данный метод является практическим разрешением задач в области проблем устойчивого развития. Данная методика нацелена на развитие навыков системного мышления, то есть на видение целого, взаимосвязей между частями этого целого и изменений, происходящих с ними во времени.
Послушав теоретическую часть, мы смогли погрузиться в метод через ролевую игру – приняв на себя роли различных стейкхолдеров (представителей общественности, бизнеса, некоммерческих организаций и органов власти) и совместно пытаясь выявить основные болевые точки системы обращения с отходами в Москве.
Авторы заметки: О.А.Башева, Ю.В.Ермолаева, П.О. Ермолаева
Фото: Ю.В. Ермолаева