(Проект реализуется в рамках Госзадания № FZSM-2023-0022 «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии»)
31 марта в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций прошел «пятничный» воркшоп, посвященный методам и инструментам аналитики социальных сетей. Возможности сбора, обработки и аналитики структурированных и неструктурированных данных обсудили участники команды социологической мастерской ИСФН, преподавателей кафедры общей и этнической социологии, Института экономики и финансов КФУ, Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Исследователи обратились к медиаметрии, благодаря которой можно установить количественные и качественные характеристики молодежной медиааудитории. Так, сервисы мониторинга, статистики и аналитики социальных сетей позволяют выявить не только половозрастную структуру и географию пользователей, но и детализированное описание реакции на контент (коэффициенты вовлеченности, привлекательности, коммуникабельности, видимости сообщения).
На примерах популярных групп в социальных сетях с молодежной аудиторией были рассмотрены возможности автоматического реферирования контента, а также критерии оценки влияния тематик, ключевых слов и словосочетаний на популярность постов. Специализированные сервисы для семантического анализа, как было отмечено, могут стать одним из инструментов для выявления маркеров манипулятивности и идеологического влияния в текстах.
Участники воркшопа подробно обсудили визуализацию графов на основе сетевого анализа социальных сетей, дающие наглядное представление о сложноорганизованных связях сетевых сообществ. Участники сошлись во мнении, что исследования с применением цифровых сервисов для аналитики данных могут показать более высокие результаты в сочетании с качественными социологическими методами, в рамках комбинированной стратегии. Таким образом, складываются условия для более глубинного изучения цифровой компетентности и цифровой социализации молодежи.