В сегодняшней публикации речь пойдет об ошибках при выборе и формулировании темы исследовательской работы и о том, как их избежать.
Одной из ошибок, которые совершают авторы работ и их руководители при выборе темы для выступления на школьной конференции, является слишком обобщенная формулировка темы (например, «Внутренняя политика Александра I»).
Стремление написать работу по принципу «кратко обо всем» неоправданно увеличивает её объем и «размывает» её исследовательский характер.
Это особенно проявляется во время выступления на конференции, когда докладчик начинает рассказывать членам жюри и присутствующим общеизвестные факты (на примере вышеприведенной темы – биографию Александра I). Было бы гораздо полезнее и продуктивнее сосредоточить свое внимание на отдельном эпизоде правления императора и попытаться найти и раскрыть в ней какой-либо неизученный аспект.
В заголовке работы должен быть обозначен объект и предмет исследования, а также указаны хронологические рамки. Например: «Масонский фактор в деятельности организаций декабристов». В этом примере объектом исследования может быть движение декабристов, а предметом исследования – роль масонского фактора в этом движении. Понятие «декабристы» в заголовке говорит о том, что речь идет о событиях первой четверти XIX века и в данном случае обозначения хронологических рамок в названии работы не требуется. Подобное формулирование заголовка создает четкое и конкретное представление у членов жюри и слушателей о том, чему посвящена работа.
Часто в названии работы можно встретить такие речевые обороты, как «белые пятна», «неизвестные страницы» и т.д. (например, «Неизвестные страницы из истории Великой отечественной войны»). С одной стороны, они могут привлечь внимание. Однако, в то же время, они имеют очевидные недостатки:
Чем конкретнее будет заголовок к работе, тем более понятен и очевиден будет вклад автора в решение заявленной проблемы.
В третьей серии цикла публикаций, который появится ровно через неделю, речь пойдет о том, как выбрать не просто интересную для Вас, но еще и неизученную в исторической науке тему.