Ключевые докладчики
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского
Научно-образовательный математический центр ПФО
приглашают всех принять участие
в III МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, IFME'2022
Даты проведения: 28 марта - 2 апреля 2022 г.
МЕРОПРИЯТИЯ ФОРУМА
ХI Международная научно-практическая конференция "Математическое образование в школе и вузе (MathEdu-2022)"
Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании и науке (ИТОН)"
DTTL workshop "Digital Technologies for Teaching and Learning"
Молодежная школа-конференция "Будущее математического образования"
Республиканский семинар учителей математики "Новые вызовы в обучении математике в школе"
КЛЮЧЕВЫЕ ДОКЛАДЧИКИ
Александр Поэлевич Карп, профессор математического образования в Teachers College, Columbia University, Нью-Йорк, США. Выпускник математического и исторического факультетов Российского педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург), там же защитил кандидатскую диссертацию. Почти 20 лет проработал в физико-математической школе №30; в дальнейшем работал в Петербургском институте усовершенствования учителей (теперь Академия постдипломного педагогического образования). Возглавлял Петербургскую экзаменационную комиссию по математике. Был руководителем команды Петербурга на Международных олимпиадах «Балтийский путь». Среди книг, изданных в России - книга из опыта работы «Даю уроки математики», задачники для 8-9 и 10-11 классов с углубленным изучением математики; учебники для 10-11 классов школ с гуманитарным уклоном (в соавторстве с А. Л. Вернером), задачники для организации итогового повторения и проведения аттестации в 11 классе (в соавторстве с В.Б.Некрасовым) и многие другие. С 2001 года работает в Teachers College, Columbia University (New York). Профессор, Директор Математической программы. Под его руководством защищено более 30 диссертаций. Среди наиболее важных публикаций последних лет назовем двухтомник Russian Mathematics
Education (2010-2011), подготовленный вместе с Брюсом Вогели; Handbook on the History of Mathematics Education (2014), подготовленный вместе с Гертом Шубрингом; National Subcommissions of ICMI and their Role in the Reform of Mathematics Education (2019); Eastern European Mathematics Education in the Decades of Change (2020). Со-редактор (вместе с Гертом Шубрингом) International Journal for the History of Mathematics Education. Сопредседатель (вместе с Фульвией Фурингетти) и Председатель тематических групп по истории математического образования Тринадцатого и Четырнадцатого Международных Конгрессов по математическому образованию.
Тема доклада «История математического образования как научная область: тематика исследований и недавние достижения».
Аннотация. История математического образования как научная область возникла достаточно давно – первые диссертации по математическому образованию в США были защищены более ста лет назад именно по этой тематике. Тем не менее в дальнейшем на протяжении десятилетий ей уделялось недостаточно внимания и только в последние двадцать лет произошли заметные изменения. Возникли новые конференции и появились новые важные публикации. В выступлении будет рассказано как о чисто научной стороне современных международных исследований – в первую очередь об их методологических аспектах – так и о стороне организационной, информация о которой не всегда хорошо распространена в России.
Григорьев Сергей Георгиевич, профессор института цифрового образования ГАУ ВО МГПУ, к.ф.-м.н., д.т.н., профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Руководил и участвовал в более чем 30 научно-исследовательских проектах в области применения информационных технологий в системе образования международного, федерального и регионального уровней. Под руководством С.Г. Григорьева защищено 23 кандидатских и 12 докторских диссертаций. Является автором более 350 научных работ, в числе которых: учебники и учебные пособия для школ и вузов, монографии, изданные в России и за рубежом. Главный редактор журнала «Информатика и образование» (входит в список RSCI), журнала Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» (входит в список ВАК), член редакционных коллегий журналов Вестник РУДН серия «Информатизация образования», «Научно-технические библиотеки журнала» (индексируется WOS), «Компютер у школі та сімї» (Киев, Украина). Участвовал в работе более 150 международных, всесоюзных, всероссийских и региональных конференциях. Является председателем программных комитетов ежегодной Международной конференции «Инфостратегия», международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» (ИТО), участвовал в работе Международных конференции «EDUSUMMIT» в 2013 году (Вашингтон, США), в 2017 году (Бороветц, Болгария), в 2019 году (Квебек, Канада), конференции SITE 2018 (Вашинтон, США).
Тема доклада «Развитие подготовки в области информационных технологий на основе взаимодействия основного среднего и дополнительного образования».
Стариченко Борис Евгеньевич, к.ф.-м.н., д.п.н., профессор, профессор каф. информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета.
Работая проректором УрГПУ по информатизации, руководил компьютеризаций университета и внедрением цифровых технологий в учебную работу и управление. Создал (в 2002 г.) кафедру информационно-коммуникационных технологий в образовании (ИКТО), обеспечил включение в учебные планы всех педагогических специальностей подготовку студентов в вопросах применения ИКТ в образовании. Разработал магистерскую программу «ИКТ в образовании» и руководит ею до настоящего времени. За время руководства кафедрой ИКТО и федеральной лабораторией ИТО осуществлял руководство 7 грантами различного уровня и работами по плану МОиН РФ. Автор более 300 научных работ, 18 учебников и учебных пособий.
Под руководством и при консультировании Б.Е. Стариченко защищено 17 кандидатских и 1 докторская диссертация. Является членом диссертационного совета Д 212.283.04. Член редколлегии журнала «Педагогическое образование в России». Поддерживает научные связи (на уровне научного руководства, совместных публикаций, совместных исследований, проведения конференций) с Ариэльским университетом (Израиль).
Тема доклада «Цифровизация школьной математики - от целей обучения к технологиям».
Аннотация. Традиционно выделяют три блока целей обучения математике в школе: образовательные, воспитательные и развивающие. Однако, к целеполаганию можно подойти с иных позиций, исходя из характера решаемых дидактических задач:
Такой подход при учете возрастных особенностей учащихся и уровня изучения математики (базовый, профильный) позволяет, с одной стороны, определить состав необходимой технологической поддержки (аппаратной и программной) и, с другой стороны, очертить круг тех задач и методов, которые подлежат изучению и использованию.
Ермаков Владимир Григорьевич, д.п.н., к.ф.-м.н., доцент., доцент кафедры социальной и педагогической психологии, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».
В настоящее время научные интересы связаны с исследованием методологических проблем педагогики и педагогической психологии, построением теории контроля в системе развивающегося образования и разработкой методологических и методических аспектов совершенствования образования на всех его ступенях.
Тема доклада «Стохастические методы обучения и их использование для развития мышления и математических способностей».
Аннотация. Термин «стохастические методы» использован для того, чтобы подчеркнуть невозможность прямого наблюдения за процессом мышления и полного управления его развитием, вытекающую из положений книги Ж. Адамара «Исследование психологии процесса изобретения в области математики». Признание незавершенности любых подходов к диагностике и управлению стимулирует выход за рамки устоявшихся теорий и облегчает организацию их динамичного взаимодействия в духе метода последовательных приближений для разрешения острых проблем индивидуального развития. Приведены примеры практической реализации этих возможностей.
Бубнов Дмитрий Владимирович, генеральный директор ООО "Энбисис", магистр экономики, опыт научной работы в области Систем управления знаниями (Knowledge Management Systems)
Имеет более 20 лет опыта в управлении IT. В настоящее время научные интересы связаны с разработкой стратегии и управлением компанией, работой со стратегическими партнерами за рубежом и в РФ. Обеспечил внедрение продукта компании Plario.ru - система адаптивного обучения математике в вузы и школы России.
Тема доклада «Система адаптивного обучения для выравнивания уровня владения навыками элементарной математики у студентов».
Аннотация. Выравнивание уровня владения навыками элементарной математики среди абитуриентов и студентов первого курса является актуальной задачей, в значительной степени определяющей эффективность преподавания математических дисциплин, входящих в программу вуза. В докладе рассматривается подход к решению задачи выравнивания с использованием технологий адаптивного обучения, разработанный компанией ENBISYS совместно с Томским государственным университетом и реализованный в системе адаптивного обучения plario.ru, приводятся принципы создания и правила описания учебных материалов. Разработанный механизм диагностики входного уровня студента позволяет определить степень владения каждым навыком до начала основного процесса тренировок и оптимизировать процесс обучения, с самого начала концентрируясь на отработке неосвоенных навыков. Индивидуальная траектория обучения формируется динамически на основе графа навыков и текущей оценки по каждому навыку, рассчитываемой с помощью расширенного алгоритма Bayesian Knowledge Tracing после каждой попытки решения задачи. В основе рекомендательного алгоритма лежит решение задачи ранжирования доступных учебных материалов с учётом конкурирующих принципов приоритета наиболее проблемных навыков, непрерывности процесса обучения, готовности пре-реквизитов и адекватности сложности упражнений. Также в докладе приводятся результаты внедрения plario.ru в образовательный процесс, демонстрирующие эффективность предложенного подхода.
Лапина Мария Анатольевна, к.физ.-мат.н., доцент кафедры информационной безопасности автоматизированных систем Института цифрового развития, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.
Победитель конкурса "Лига Лекторов" Всероссийского общества "Знание", победитель грантового конкурса Владимира Потанина для преподавателей магистратуры по разработке онлайн-курса, кандидат физико-математических наук, заместитель директора по международной деятельности.
Руководитель образовательной программы специалитета "Информационная безопасность автоматизированных систем". Является организатором и сопредседателем
Международной конференции по применению ИТ-технологий в образовании (International Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education), экспертом Хакатона по искусственному интеллекту, организатором «Россия – страна возможностей», спикером форума «Digital Innopolis Days-2021».
Принимала участие во Всероссийском форуме "Педагогическое образование в российском классическом университете", проектном интенсиве «Архипелаг 2121» в Великом Новгороде, международной инновационной лаборатории высшего образования «Роль университетов в инновационных экосистемах искусственного интеллекта», 2nd ASEF Higher Education Innovation Laboratory (ASEFInnoLab-2021) "Universities' Role in Artificial Intelligence Innovation Ecosystems", Азиатско-Европейского фонда (Asia-Europe Foundation, ASEF)
Тема доклада «Особенности применения технологий программирования для изучения разделов высшей математики».
Аннотация. В настоящее время в связи с развитие сквозных технологий и систем искусственного интеллекта, необходимости обработки больших данных и работы с рекомендательными системами, обучении нейронных сетей для решения задач компьютерного зрения и распознавания естественного языка особое внимание необходимо уделять фундаментальному математическому образованию. Для решения задач в области искусственного интеллекта недостаточно владеть технологиями и методами программирования, важную роль играет математическая подготовка разработчика. Важно сформировать единство математического образования и подготовки в области программирования у обучающихся, понимание неразрывной связи между ними. Решение этой задачи возможно при комплексном изучении теоретического материала по математике, решении задач на практических занятиях и разработке программ, обрабатывание навыков работы с конструкциями языков программирования на основе решения математических задач. В качестве примера рассмотрим опыт комплексного изучения алгебры и основ программирования. Многие задачи комбинаторики обеспечивают возможность понять принципы работы циклических алгоритмов и наоборот. Знание принципов работы с матрицами позволит организовать обработку массивов и получать результаты решения не только учебных примеров, но и решать в том числе и экономические задачи средствами программирования. Таким образом, с первых шагов изучения высшей математики и программирования студенты понимают и чувствуют неразрывную связь этих областей знаний. Это позволит понимать в дальнейшем связь и значение изучения теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики, функционального анализа для решения задач распознавания образов с помощью нейронных сетей, обработки больших данных, разработке программных решений, в том числе в области искусственного интеллекта.
Подходова Наталья Семеновна, профессор кафедры методики обучения математике и информатике, ведущий научный сотрудник НИИ ППО РГПУ им. А. И. Герцена, зам. декана по международной деятельности, осуществляет руководство магистерскими программами, научный руководитель двух школ – экспериментальных площадок комитета образования Санкт-Петербурга. Является членом диссертационного совета Д 212.199.33, экспертом ФУМО ВО «Образование и педагогические науки».
Тема доклада «Психология математического образования: актуальность и исследования».
Аннотация. Почему ученик плохо усваивает математические понятия? Почему решение задачи вызывает затруднения? Почему разным ученикам требуется разное время на решение задач? Поочему задачи, в которых текст представлен в одной форме кодированиия информации оказываются для определенных учеников более легкими, чем представленные в другой форме?
На эти вопросы в определенной степени позволяет ответить такая область математического образования как психология математического образования. Она достаточно молода, но в последнее время в связи с новыми методологическими подходами, изменением целей математического образования в мировом образовательном пространстве, обсуждением новых стандартов высшего образования и внесении изменений в стандарт общего образования она приобретает все большее значение. Психология математического образования влияет не только на организационные аспекты обучения математике, но и на отбор содержания и время его изучения в зависимости от психологических особенностей учеников, проявляющихся при обучении математике. В докладе будет выделены основные аспекты влияния психологии математического образования на процесс обучения математики, которые иллюстрируюся конкретными заданиями. Представлены исследования в этой области.
МАСТЕР-КЛАССЫ
Максим Юрьевич Новиков, к.п.н., директор школы бакалавриата ИРИТ-РТФ УрФУ, учитель информатики МАОУ СОШ 145, основатель образовательной платформы Joyteka (Learnis), лауреат конкурса "Учитель года России - 2018".
Темы мастер-классов:
1. Интерактивное видео в обучении
Участники мастер-класса познакомятся с методикой проведения уроков в формате квестов с использованием цифровых технологий. Каждый научится создавать веб-квесты для использования в очном, дистанционном и смешанном обучении, в аудиторной и домашней работе.
2. Применение веб-квестов в обучении
Участники мастер‑класса узнают, как организовать урок в формате интерактивной викторины для повышения мотивации учащихся и увлекательного закрепления учебного материала. А благодаря методике применения игры с терминами, каждый педагог сможет помочь учащимся научиться формулировать сложные научные определения.
3. Викторины и игры с терминами в обучении
Как преодолеть пассивность обучающихся при просмотре образовательных видео? Как оценить работу ученика в ходе изучения видеоматериалов? Как узнать, какие моменты видео непонятны ученику? Как создать индивидуальную траекторию обучения в рамках одного занятия? На эти и другие вопросы мы получим ответ в ходе мастер-класса!
Подходова Наталья Семеновна, профессор кафедры методики обучения математике и информатике, ведущий научный сотрудник НИИ ППО РГПУ им. А. И. Герцена, зам. декана по международной деятельности, осуществляет руководство магистерскими программами, научный руководитель двух школ – экспериментальных площадок комитета образования Санкт-Петербурга. Является членом диссертационного совета Д 212.199.33, экспертом ФУМО ВО «Образование и педагогические науки».
Тема мастер-класса «Логические мыслительные действия. Этап обобщения и систематизации при обучении математике».
Участники познакомятся с общим подходом к формированию логических мыслительных действий (УУД), являющихся основой овладения доказательной составляющей обучения математики, развития критического мышления. Также будет рассмотрена специфика этапа обобщения и систематизации, который традиционно сводится к повторению, что вряд ли обоснованно с точки зрения развития действия обобщения и умения систематизировать. Основой конструирования рассматриваемого этапа являются определенные психологические механизмы. Участникам будут предложены методические рекомендации по формированию логических действий и конкретные задания.
Лапина Мария Анатольевна, к.физ.-мат.н., доцент кафедры информационной безопасности автоматизированных систем Института цифрового развития, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.
Победитель конкурса "Лига Лекторов" Всероссийского общества "Знание", победитель грантового конкурса Владимира Потанина для преподавателей магистратуры по разработке онлайн-курса, кандидат физико-математических наук, заместитель директора по международной деятельности, доцент кафедры информационной безопасности автоматизированных систем Института цифрового развития, Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
Руководитель образовательной программы специалитета "Информационная безопасность автоматизированных систем". Является организатором и сопредседателем Международной конференции по применению ИТ-технологий в образовании (International Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education), экспертом Хакатона по искусственному интеллекту, организатором «Россия – страна возможностей», спикером форума «Digital Innopolis Days-2021».
Принимала участие во Всероссийском форуме "Педагогическое образование в российском классическом университете", проектном интенсиве «Архипелаг 2121» в Великом Новгороде, международной инновационной лаборатории высшего образования «Роль университетов в инновационных экосистемах искусственного интеллекта», 2nd ASEF Higher Education Innovation Laboratory (ASEFInnoLab-2021) "Universities' Role in Artificial Intelligence Innovation Ecosystems", Азиатско-Европейского фонда (Asia-Europe Foundation, ASEF)
Тема мастер-класса «Информационные технологии командной работы и интеллектуальной деятельности в виртуальном пространстве».
Виртуальное пространство стало частью реальной жизни. Особенно на переход к работе, общению, взаимодействию в онлайн-среде повлияла пандемия COVID-19. В рамках мастер-класса рассмотрим механизмы работы виртуальных команд в онлайн-среде, а также цифровые технологии взаимодействия. Работа над проектом в онлайн пространстве, как и в оффлайн формате, предполагает внутрикомандные процессы и отношения, перенесенные на виртуальные доски Padlet и Miro. Сервисы обеспечивают коммуникацию, «мозговой штурм», формирование и продвижение идей, наглядное представление результатов работы. Применение карт памяти (интеллектуальных карт) позволяет организовать систематизацию, структурирование информации и развитие интеллектуальной деятельности. Совместная работа с помощью сервисов Google обеспечит организации деятельности команды в реальном времени в единых документах. Для успешной работы команды важно собрать обратную связь для дальнейшего принятия решений, что удобно сделать с помощью проведения опросов в среде приложения Mentimeter и с помощью Google Form. Работа с игровой обучающей платформой Kahoot позволит развить в том числе и эмоциональный интеллект и использовать элементы геймификации для получения обратной связи. Развития навыков командной работы в виртуальном пространстве, формирование умений удаленного управления групповыми проектами, овладение навыками эффективного социального взаимодействия, создания благоприятной и конструктивной атмосферы обеспечит расширение пространства взаимодействия в команде средствами онлайн-инструментов.
Кох Ирина Александровна, ассистент кафедры высшей математики и математического моделирования КФУ.
Тема мастер-класса «Мобильные технологии в образовании».
В современном мире практически у каждого учащегося общеобразовательной школы есть мобильное устройство. В ходе мастер-класса участники узнают, как можно использовать мобильные устройства для решения различных учебных вопросов: при проведении опросов и тестировании учащихся; для быстрой проверки результатов тестирования; для сбора, хранения и распространении разного рода информации, используя для этого специализированные мобильные приложения. Кроме того, участники научаться создавать свои собственные мобильные приложения быстро и просто, имея лишь минимальные знания программирования.
Нигмедзянова Айгуль Махмутовна, доцент кафедры высшей математики и математического моделирования Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ.
Мухаметзянова Гузель Назировна, учитель математики и информатики МБОУ «СОШ № 80» Вахитовского района г. Казани.
Тема мастер-класса «Основы программирования на Processing».
На западе язык Processing широко используется в школах и в университетах для обучения и для работы. Однако его не используют в российских школах, но мы надеемся, что язык Processing появится вместо бейсика и паскаль или хотя бы в дополнение к ним. Сам язык программирования Processing обладает мощными инструментами для создания программ, который доступен даже для начинающихся пользователей. Программный код воспринимается легко. Внутри Processing можно программировать на языке Java и Python. Поэтому мастер класс позволит студентам и учителям перейти с одного языка программирования на более универсальный.