Традиционно Высшая школа иностранных языков и перевода уже на протяжении нескольких лет представлена на Всероссийской научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского работой двух секций: «Английский, немецкий и французский языки: перевод и межкультурная коммуникация» и «Английский язык – ключ к успеху в науке». Количество участников данных секций увеличивается и неудивительно, иностранный язык необходим не только для личностного роста, расширения границ общения, но и практически в каждой профессиональной сфере, не говоря уже о научном мире. География участников тоже приятно удивляет, в этом году были представители не только из многочисленных дальних и ближних районов Республики Татарстан, но и из других республик – Башкирии, Удмуртии, Саха, Омской области, г. Астрахани и т.д.
В представленных исследовательских работах секции «Английский, немецкий и французский языки: перевод и межкультурная коммуникация» были рассмотрены актуальные проблемы когнитивной лингвистики, социолингвистики, ономастики, лингвокультурологии, лингводидактики, контрастивной лингвистики, переводоведения. Единогласно мнением жюри (д.пед.н., директор Высшей школы иностранных языков и перевода Сабирова Д.Р., к. пед. н., заместитель директора Высшей школы доцент Кондратьева И.Г., к.филол.н., доцент кафедры европейских языков и культур Агеева А.В., к.филол.н., доцент кафедры европейских языков и культур Палутина О.В., координатор секции – к.филол.н, доцент кафедры европейских языков и культур Бобырева Н.Н., к.филол. н. доцент кафедры теории и практики перевода Зарипова А.Н.) первым призером стала ученица 10 класса СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов Талова Алена (Зеленодольский район), представившая самостоятельное исследование особенностей перевода романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» на русский язык. Второе место разделили двое участников: ученик 8 класса Казанского суворовского военного училища Гавриленко Роман с докладом «Портрет англичанина в английских поговорках», который сопровождался авторским видеофильмом; ученица 9 класса СОШ №39 г. Казани Побежимова София, которая проявила интерес к переводу книг о Гарри Поттере, представив свой авторский перевод отрывков. Дипломами третьей степени были награждены Валиева Алина (Гимназия-интернат №13, г. Нижнекамск), Вандеров Михаил (Гимназия №22, г. Нижнекамск), Саттаров Камиль (Гимназия №27, г. Казань) и Шилкова Полина (СОШ №72, г. Казань).
В рамках секции "Английский язык - ключ к успеху в науке" были представлены актуальные темы из таких научных областей как математика, химия, биология, социология и психология на английском языке. Члены жюри (председатель - к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков для физико-математического направления и информационных технологий Исмаева Ф.Х., координатор секции - к. п.н. доцент кафедры иностранных языков для естественно-научного направления Сигал Н.Г., к. филол.н., доцент кафедры иностранных языков для естественно-научного направления Кочемасова Д.Р.) первым призером отметили ученицу 11 класса ОШИ "Лицея имени Н.И. Лобачевского", К(П)ФУ, РТ, г. Казань Зинатуллину Галию с исследовательской работой "Стратегии позиционирования личности в интернете на примере учащихся старших классов" и ученицу 11 класса МБОУ "СОШ № 24 с углублённым изучением отдельных предметов" Некрасову Карину, которая представила работу "Impossible figures in Mathematics". Второе место разделили Зиганшин Артем (МБОУ "СОШ № 24 с углублённым изучением отдельных предметов"), Абашева Алина (ученица 11 класса ОШИ "Лицея имени Н.И. Лобачевского", К(П)ФУ, РТ, г. Казань), Фаизова Лилия (МБОУ Гимназия № 121, Республика Башкортостан, г. Уфа). Дипломами 3 степени были награждены Багаутдинова Арина (МБОУ Гимназия № 139, РТ, Казань), Колонтаевская Софья (МБОУ Гимназия №75, РТ, Казань), Михайлова Екатерина (МБОУ "Хорновар-Шигалинская СОШ, РТ, Дрожжановский район), Бастанова Камиля (МБОУ "Школа №167", РТ, Казань).
Работы участников второго (очного) этапа представляли собой интереснейшие научные исследования. Каждый доклад вызвал вопросы у членов комиссии, что свидетельствует о перспективности работ. Следует отметить в качестве преимуществ большинства выступлений высокий уровень наглядности, умелое использование аудиовизуальных средств, демонстрацию иллюстративных примеров. Особо ценным является проведение опросов, работа с респондентами по рассматриваемой теме. Члены жюри высоко оценили общий уровень языковой подготовки юных исследователей, а также творческие способности и эрудицию. По мнению жюри, все представленные работы являются оригинальными научными исследованиями.