Преподаватели Елабужского института (филиал) КФУ принимали участие в организации и проведении XII Всероссийской научно-практической конференции исследовательских, проектных и творческих работ учащихся и преподавателей имени академика К.А. Валиева, который состоялся в МБОУ «Центр образования Лицей № 2 имени академика К.А. Валиева г. Мамадыш» РТ.
Организаторами конференции является МБОУ «Лицей №2 им. ак. К.А. Валиева г. Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ. Соорганизаторы Конференции: ОАО «НИИМЭ» (научно-исследователский институт молекулярной электроники, г. Зеленогад), Академия наук РТ, Национальный Координационный центр сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации, ФГБУН «ФИЦ «Казанский научный центр Российской академии наук».
В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования. Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская и проектная деятельность младших школьников.
Доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования принимала участие в качестве эксперта в работе секции «Юный исследователь. История, краеведение». Выступили 7 младших школьников из 8. Участник Василов Нияз заболел, не смог принимать участие.
Неподдельный интерес к научной деятельности проявили младшие школьники. Жюри внимательно изучало каждый проект и исследовательскую работу. Работы оценивались по нескольким критериям, главными из которых были наличие исследовательской компоненты, а также неординарность мышления и субъективная новизна работы, то есть то, что для школьника стало интересным в процессе исследования. Такого рода познавательная деятельность всесторонне развивает любознательность детей, мотивирует различного рода исследованиям, воспитывает трудолюбие ребёнка, даёт возможность экспериментировать, научиться излагать и отстаивать свою точку зрения. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития образования проблеме познавательного развития детей младшего школьного возраста уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.
Исследовательская работа Валишиной Майи «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны». Проведенное исследование социально значимое и полезное для подрастающего поколения. Решается важная задача патриотического воспитания учащейся молодежи.
Исследование Шакирова Рамазана «Танк Т-34 называют «Танком победы» посвящено Году Памяти и Славы. Память о Великой Отечественной войне - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать детям величие и самоотверженность подвига русского народа, завоевавшего Победу, увековечить подвиг отцов, дедов и прадедов, рассказать о нем будущим поколениям - это задача патриотического воспитания, которую ставит перед собой любой педагог и воспитатель. Рамазан в своей работе показал и макет танка, который сам собрал.
Высокую оценку получила исследовательская работа «Летопись в камне» ученика 3 класса Зиннурова Тагира (Уфа). Тагир увлекательно рассказал о своих опытах. Он уже путешествовал по просторам нашей родины и занимается археологическими раскопками. Серьезно занимается исследовательской работой. Он в домашних условиях выращивал рачков. Эксперимент получился интересный. Члены жюри и дети с большим интересом слушали выступление и задавали вопросы выступающему.
Кристина Петрова из Иркутской области поделилась интересной традицией своей семьи по елочным нарядам, игрушкам. Проект заинтересовал и школьников. Майе задавали вопросы. Потому что, традиция семьи интересная. Соблюдается связь поколений. Положительный пример для подрастающего поколения. Изучена история елочных игрушек в мире, в России.
Миннегалиев Данил по теме «Мой родной край» выступил на татарском языке. Данил изучает топонимику села Тулубаево для того, чтобы узнать, как появились географические названия, приобщиться к прекрасному миру истории. Данил считает, что значения топонимов помогают осознать значимость языка для понимания причин происхождения тех или иных названий.
Работа Рыбиной Дарины «Знаменитые люди моего села. Герой Социалистического Труда Иванов Иван Захарович». Исследование направлено на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной гордости за жизнь и деятельность земляков, внесших значительный вклад в развитие производства, культуры и науки края, возрождение исторических традиций трудовой доблести России.
Члены жюри отметили, что исследовательские работы младших школьников соответствуют требованиям работ такого рода. Разработан, определен научный аппарат: постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования; сбор материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы.
Эксперты отметили, что благодаря работе учителей — руководителей проектов, исследований наблюдается достаточно высокий уровень подготовки большинства участников к работе на конференции. Отмечается также высокая степень заинтересованности в выбранной теме. Подведены итоги выступлений юных исследователей. Результаты следующие:
1 место - заслуженно получил Зиннуров Тагир, ученик МАОУ Гимназия № 39 им. Файзуллина А.Ш. г. Уфа. Руководитель-Корнеева Рушания Ирековна.
2 место - Петрова Кристина, ученица МБОУ Гимназия № 3, Иркутская область. Руководители: Павловская Т.А., Распутина Т.В.
3 место поделили: Валишина Майя, ученица МБОУ"Высокогорская СОШ №3". Руководитель -Морозова Е.Ф. Шакиров Рамазан, ученик МБОУ «Центр образования Лицей № 2 им.ак. К.А. Валиева г. Мамадыш».Руковдитель – Галеева И.И.
Поздравляем победителей и уважаемых учителей-руководителей юных исследователей!