Для студентов-практикантов отделения психологии и педагогики данная встреча прошла в качестве обобщения пройденного материала
Дошкольное образовательное учреждение является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация. На базе МБДОУ №36 «Искорка» Елабужского муниципального района был организован методический семинар для воспитателей и студентов.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
В своем выступлении заведующий «Искорки» Тамара Субботина подчеркнула, что структура образовательной деятельности включает в себя цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе дошкольного образования, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие ее организацию осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
О формах организации образовательной деятельности рассказала старший воспитатель «Искорки» Светлана Абакаева, которая отметила, что с учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности включает в себя совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непрерывная образовательная деятельность с основными формами организации (игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие), самостоятельную деятельность детей, а также развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям.
Индивидуально образовательный маршрут является образовательной деятельностью, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится субъектом образования – отметила в своем выступлении старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Алеся Нуриева: «Индивидуально образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования. Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учитывая эти способности, воспитатель должен индивидуально подходить к детям».
Об организации мониторинга в дошкольном образовании рассказала доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Татьяна Галич: «На основании мониторинга, у каждого воспитанника детского сада можно проследить слабо развитые интегративные качества, на которые нужно было заострить внимание. Учитывая особенности детей, необходимо индивидуально работать с каждым ребенком».
Выступление доцента кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Розалии Миннулиной было посвящено региональному компоненту содержания дошкольного образования. Как отметил спикер, региональный компонент является важнейшим ресурсом расширения и обогащения содержания образования, обеспечения его вариативности. Способность педагогов связать инвариантный (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой является одной из ценностей современного образования.
В своем докладе заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова выделила, что главная особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». Форма организации детей во время образовательной деятельности может быть различной: малыши сидят за столами, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате, играют на ковре и т.д.
Педагогами детского сада были показаны интегрированные занятия, в частности И. Никитиной «Правило ты твердо знай, на дорогах соблюдай!», Э. Гилязовой «Зима в музыке». Просмотренные занятия, иллюстрирующие межпредметную связь речевой, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, построены в виде диалога с детьми, избран демократический стиль общения, который просматривался в предложении детям поучаствовать в упражнениях, учете мнения ребенка, желания выполнить задание, ответить на вопрос. Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности.
«При взаимодействии с детьми своей группы использую личностно – ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход позволяет во главу угла ставить личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации детей, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создание ситуации успеха», - поделилась студентка отделения психологии и педагогики Галина Кузнецова.
«Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. В моей группе есть несколько детей-лидеров (девочки и мальчики). Я вижу свою задачу-дать гармонично развиваться всем воспитанникам. Есть один мальчик, которому сложно взаимодействовать со своими сверстниками в социуме. Он постоянно хочет и требует общения только со взрослыми. Я стараюсь постепенно вовлекать его в общие игры с другими детьми, в совместную деятельность», - отметила студентка отделения психологии и педагогики Анастасия Болдина.