Спикеры также обменялись информацией в вопросно-ответной форме о передовых исследованиях и разработках по приоритетным направлениям
Встречу организовал педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» совместно с ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж имени Н.Г. Чернышевского» и Центром профориентологии г. Краснодара.
Участниками данного мероприятия стали педагоги и студенты кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ, а также педагоги и руководители образовательных организаций Российской Федерации, сотрудники, студенты образовательных организаций СПО и ВО, научно-педагогические кадры, педагогическая общественность и заинтересованные лица.
Открытие Всероссийской научно-практической конференции началось с приветственного слова Сивцевой Л.А., заместителя проректора по образовательной деятельности ФГАОУ ВО СВФУ, Третьякова Т.В., директора ПИ ФГАОУ ВО СВФУ, д.п.н. и Алексеева И.И., директора ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского». Ими была озвучена и обоснована концепция и актуальность темы конференции, как необходимость выявления основных факторов, характеризующих продуктивное применение эффективных практик профориентационной работы образовательными организациями.
На пленарной сессии участники Всероссийской конференции заслушали интересные выступления докладчиков.
Григорьева Надежда Афанасьевна, главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования, Министерство образования науки Республики Саха (Якутия), раскрыла вопросы эффективных практик профессиональной ориентации в регионе в условиях глобализации. Обзор эффективных практик профессиональной ориентации в системе среднего профессионального образования сделала Пастухова Ирина Павловна, заместитель директора научно-исследовательской лаборатории по науке РАНХ и ГС, (г. Москва).
Продолжил работу конференции Аргылов Никита Антонович, директор департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университета (г.Владивосток), который озвучил идеалы абитуриентов и консенсус студентов: к вопросу об эффективных каналах коммуникации для профессиональной ориентации.
Петрова Мария Петровна, директор МАНОУ «Дворец детского творчества имени Ф.И.Авдеевой», к.пед.н. обстоятельно рассказала о проектном подходе в профориентации школьников. А Тумаева Татьяна Мироновна, директор МБОУ «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка» (г. Новосибирск) высказала свою точку зрения о сопровождении профессионального самоопределения выпускника в контексте социального партнерства.
О профориентационной работа центров занятости населения в современных условиях рассказал участникам конференции Афанасьев Нюргуне Алквиадович, начальник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации ГКУ РС (Я) Центр занятости населения Республики Саха (Якутия).
Куланова Мария Артемьевна, заместитель директора по инновационно-методической работе МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С.Степанова» поделилась опытом работы по интеграции общего, дополнительного и профессионального образования путем сетевого взаимодействия «школа-техникум». Вопросы профориентации в новых подходах и технологиях на примере инженерно-технического института раскрыла Цой Тамара Владимировна, старший преподаватель каф. «Экспертиза, управление и кадастр недвижимости» ИТИ СВФУ.
Об опыте работы студенческого научного кружка в рамках ранней профессионализации выступила доцент Газизова Фарида и старший преподаватель Нуриева Алеся. В своем докладе они подчеркнули важность работы по профориентации в дошкольном возрасте, познакомили с результатами исследования, проведенного в базовых дошкольных образовательных организациях г.Елабуга.
Доклад доцентов Галич Татьяны и Миннуллиной Розалии был посвящен роли STEAM образования в работе по ознакомлению с профессиями в дошкольном возрасте. Следует отметить, что только в докладах наших преподавателей рассматривался вопрос ранней профессионализации в младшем возрасте, что вызвало огромный интерес у участников конференции, поступили предложения о совместном проведении методических семинаров по данной теме.
Завершая пленарную сессию конференции с ярким докладом о профессиональном самоопределении подростков как основе выбора будущей образовательной траектории, выступила Макаренко Татьяна Александровна, руководитель Центра профориентологов (г. Краснодар), к.пед.н, доцент.
Далее в программе Всероссийской научно-практической конференции были организованы образовательные мастер-классы с участием педагогов-практиков профориентационной работы:
- «Профориентация – комплекс психолого - педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение обучающего» - Шамаева Виктория Спиридоновна, доцент, руководитель ОП ППО ИП СВФУ;
- «Эффективные практики профориентационной работы Детского (подросткового) Центра г. Якутска со школьниками» - Хазагарова Мария Борисовна, ст. методист МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр»;
- «Педчеллендж» как эффективная форма профориентационной работы с образовательными организациями Республики Саха (Якутия)» - Мытник Светлана Григорьевна, руководитель центра поддержки творческих инициатив студентов БПОУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г.Чернышевского»;
- «Создание межрегиональной сетевой модели взаимодействия педагогических классов» - Ахрямкина Тамара Александровна, к.психол.н., доцент кафедры педагогической и прикладной психологии Самарского филиала АОУ ВО МГПУ, Ушницкая Александра Егоровна, к.пед.н., зам директора по содержанию образования базовой школы Самарского филиала МГПУ «МОБУ СОШ №6» г Якутск;
- «Ребенок, родитель работодатель, государство – кому нужна профориентация?» Макаренко Татьяна Александровна, руководитель Центра профориентологии (г. Краснодар), к.пед.н., доцент.
После всех выступлений на площадке прошел эффективный обмен информацией в вопросно-ответной форме о передовых исследованиях и разработках по приоритетным направлениям профориентационной работы, рассматривались различные подходы к использованию методов и технологий по формированию готовности к осознанному выбору профессии и готовности к трудовой профессиональной деятельности, построению путей эффективного ведения профориентационной работы с молодежью, потребность в интеграции усилий учёных и педагогических работников, общественности по созданию конкурентоспособной системы образования в условиях цифровой трансформации.
Подведение итогов Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях» прошло в решении поставленных целей и задач, стимулировании новых проектов, содействующих развитию профориентационной работы в образовательных организациях, в рассмотрении возможности внедрения в практическую деятельность современных методов профориентационной работы и конечно обеспечении открытого обмена мнениями педагогов, профессорско-преподавательского состава СВФУ и других образовательных организаций, педагогической общественности, представителей работодателей об эффективных практиках профориентационной работы в образовательных организациях.