Ученые Елабужского института КФУ разработали и провели анкетирование по предпочтениям учащихся «Университетской» школы.
Цифровое образовательное пространство вносит свои реалии в образование в современного школьника. Основная проблема – это дилемма: что лучше? Онлайн или офлайн обучение?
Исследователи признают, что чрезмерное использование цифровых технологий может способствовать возникновению депрессии и тревожности у детей. В то же время детям, которые переживают сложный период, иногда удается найти в интернете друзей и получить социальную поддержку, которую они не получают из других источников.
Учитывая противоречивые тенденции, а также вызовы, с которыми столкнулось мировое сообщество в условиях пандемии, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ решила провести локальное исследование на младших школьниках «Университетской школы».
Целью данного исследования являлось выявление отношения младших школьников к онлайн обучению во время пандемии с марта 2020 по 2021 год. В исследовании принимали участие 150 учащихся начального звена (2-4 классы) «Университетской школы».
Учеными была разработана анкета, которая даёт возможность увидеть определённые закономерности предпочтений онлайн или классно-урочного режима обучения младших школьников, определить ряд значимых тенденций данного процесса. Например, при ответе на вопрос: «Как мне больше нравиться заниматься: в онлайн или классно-урочно?» исследователи выявили, что существует определённая закономерность возрастания предпочтений занятий в онлайн режиме, чем традиционном (в классно-урочной системе) в соответствии с возрастом детей.
Ученые обратили особое внимание на вопрос «Больше ли я узнаю нового, когда занимаюсь в онлайн или традиционно (классно-урочно)?». Превалирующее количество детей ответило, что в классно-урочной системе они узнают больше нового, чем в онлайн обучении.
Особенно значимую тенденцию к онлайн обучению выявили у родителей учащихся. Она характеризуется тем, что родителям больше нравится, когда занятия проходят традиционно, а не в онлайн-режиме.
Представленные исследования носят пилотажный характер, для более достоверных выводов и обобщений надо провести широкомасштабные исследования, с более обширной выборкой в разных регионах РТ и РФ, чтобы констатировать определённую закономерность цифровизации системы образования в современном образовательном пространстве.
По итогам исследования было проведено совещание кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ, на котором присутствовали заведующая кафедрой Фарида Газизова, доцент Розалия Миннуллина, доцент Татьяна Галич, старший преподаватель Алеся Нуриева, учителя начальных классов «Университетской школы».
Учителя познакомились с итогами исследования. Было принято решение провести родительское собрание по результатам анкетирования, а также продолжить работу по обобщению опыта образовательной деятельности начальных классов «Университетской школы» в онлайн режиме в период пандемии.
По мнению ученых, это даст возможность высветить плюсы и минусы цифрового обучения уже на основе педагогического опыта учителей- практиков и вызовет большой интерес педагогического сообщества Закамья РТ.
Источник информации: Розалия Миннуллина, Татьяна Галич, доценты кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ