Изучение «Азбуки» Л.Н. Толстого в дошкольном образовательном учреждении как средство формирования культуры чтения
Доцент кафедры русского языка и литературы Галина Божкова рассказала воспитателям города Елабуги и елабужского района о школе Льва Толстого, его произведениях, созданных для детей как школьного, так и дошкольного возрастов, вошедших в «Азбуку», «Новую Азбуку». Слушатели познакомились с понятиями «культура чтения», «грамотный читатель», а также узнали о предположительных причинах кризиса чтения. Галина Николаевна убеждена, что именно воспитатели, учителя, педагоги не просто формируют круг чтения, но и способны привить любовь к книгам. Произведения Толстого необходимо начинать изучать уже в дошкольном учреждении, поэтому даны некоторые советы воспитателям по ознакомлению дошкольников с произведениями Льва Толстого.
Лектор уверил слушателей в том, что, отбирая для дошкольников «маленькие рассказы», стоит обращать внимание на те из них, в которых отражён опыт положительного внутрисемейного общения: «Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню», «Я веду Таню за руку. Она ещё мала и ноги Тани малы», «Петя и Маша были гости у Насти» – эти произведения входят в цикл «О больших и маленьких людях», они удобны для первого чтения, состоят из нескольких строк и наполнены глубинным смыслом. После прочтения стоит попросить детей рассказать о том, как они заботятся о своих близких людях, предложить составить «словесный портрет» любимой бабушки, дедушки, сестры, брата. Помочь в выполнении этого задания могут родители.
Чтение и обсуждение басен Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья», «Муравей и голубка» будет содействовать укреплению доброжелательных отношений между детьми в группе, поможет формированию представлений дошкольников о дружбе. На основе других басен писателя можно провести этические беседы на темы: «Правда дороже золота» («Мужик и водяной», «Лгун»), «Труд всему голова» («Бабка и внучка», «Садовник и сыновья»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лев и мышь», «Старый дед и внучек») и др.
Изучая произведения о крестьянских детях («Косточка», «Филиппок», «Пожар»), необходимо использовать иллюстрации известного российского художника Алексея Федоровича Пахомова. Карандашные и акварельные рисунки Пахомова, в которых герои Толстого нарисованы «крупным планом», с детализацией мимики, позы, помогут дошкольникам представить не только внешний облик персонажей, но и «прояснить» переживаемые ими чувства.
Содержательное и художественное своеобразие сказок Толстого постигается при их сопоставительном анализе с произведениями устного народного творчества. Интересно будет сравнить авторскую сказку «Три медведя» и народную сказку «Маша и медведь». Можно предложить детям, развивая их воображение и творчество, придумать свой конец к толстовскому тексту.
Ознакомление с научно-художественными произведениями Толстого требует взаимодействия процессов чтения и наблюдения. Так, содержание познавательных рассказов «Отчего потеют окна, и бывает роса?», «Отчего в морозы трещат деревья?», «Отчего бывает ветер?» и других будет понято и усвоено детьми при условии организации целенаправленного наблюдения над описанными объектами и явлениями природы.
Лектор уверен, что только совместными усилиями: объединением семьи, дошкольного учреждения - возможно воспитание грамотного слушателя, читателя, поэтому воспитателю следует позаботиться об организации в книжном уголке выставки произведений писателя, иллюстраций к его текстам (в уголке можно поместить и портретное изображение Льва Толстого, используя репродукции работ известных художников — Н. Ге, И. Крамского, Б. Щербакова и др.). Педагогу необходимо продумать и формы пропаганды творчества писателя среди родителей (настенная печать, организация «литературной гостиной», досуга с участием взрослых).