В условиях самоизоляции дистанционные курсы повышения квалификации позволяют освоить широкие возможности инструментов и платформ цифрового образования.
Ежегодно более двух тысяч учителей разных районов Татарстана проходят курсы Центра профессионального развития и дополнительного образования Елабужского института КФУ. В основном это педагоги Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамского, Мамадышского, Заинского, Менделеевского районов.
По словам руководителя Центра, кандидата педагогических наук Шамиля Шеймарданова, дистанционное обучение на курсах практикуется около 8 лет. Часть блоков заранее формируется преподавателями на платформе Moodle, также в последние два года авторы программ используют Google-класс, который дает большие возможности для подключения различных сервисов: Google-документов, Google-форм, YouTube.
«В связи с ситуацией с коронавирусом назрела необходимость не только использования электронных образовательных ресурсов на платформе Moodle или Google-класса, но также мы стали активнее использовать такие сервисы как Microsoft Teams и Zoom. Учителям очень понравился такой формат. Тем более что сейчас им очень важно самим научиться применять передовые электронные образовательные ресурсы, платформы. Так мы убиваем двух зайцев: и преподаем по-новому и слушателей учим на практике использовать эти программы», – отмечает Шамиль Фатович.
Старший преподаватель Елабужского института КФУ, один из авторов-разработчиков программ по дистанционному обучению для учителей Елена Любимова рассказала об особенностях этого формата, его плюсах и минусах.
«В настоящее время, в условиях самоизоляции все образовательные учреждения перешли на дистанционный формат обучения. Его несомненным плюсом является возможность обучающихся продвигаться по образовательной траектории в удобное время, в подходящем темпе. Такое обучение больше подходит людям, имеющим базовые знания и умения, обладающим высокой степенью самостоятельности.
При дистанционном обучении существует проблема личного взаимодействия преподавателя с учениками. Для ее решения необходимо правильно выбирать цифровые инструменты учебной деятельности. Так, например, в практике организации дистанционного обучения могут быть широкого использованы инструменты, позволяющие организовывать онлайн-встречи.
Важно понимать, что чем выше возраст обучающихся, тем эффективнее дистанционное обучение. Сейчас школьники перегружены заданиями, поскольку на многие виды работ у них уходило меньше времени. Подготовка отчетов по урочной и домашней работе возросла. Ученикам приходится проявлять бóльшую самостоятельность. Поэтому надо менять подходы к организации работы. Так, например, для организации устного опроса неэффективно применять только «письменные» виды работ. Здесь лучше использовать видео и аудио записи ответов обучающихся.
Также в дистанционном обучении «западает» возможность взаимодействия обучающихся между собой. Эта проблема тоже легко решается путем использования чатов, форумов, личных сообщений. Иногда для этого хорошо подходят беседы и группы, созданные в социальных сетях и мессенджерах.
Более того, в сети Интернет имеется множество онлайн-инструментов, позволяющих организовать коллективную, групповую и даже проектную работу обучающихся. Это и онлайн-документы, презентации и ментальные карты, вики, системы работы с задачами, сочетающие в себе возможности совместного редактирования с возможностями общения, оповещения, групповых рассылок и прочего.
Таким образом, организация дистанционного обучения возможна только при грамотном и эффективном использовании цифровых ресурсов и инструментов в первую очередь преподавателями и учителями, и, конечно, самими обучающимися».
Участница апрельских курсов повышения квалификации Светлана Власова, учитель математики елабужской школы №9, оставила позитивный отзыв об обучении: «Я сама выпускница Елабужского института КФУ, хорошо знаю высокое качество преподавания в вузе, поэтому порадовалась возможности пройти очередные курсы в родном городе. Так получилось, что очно мы занимались один день, потом все обучение в институте, в том числе курсы, перешли на дистант. Это было непросто психологически, но благодаря прекрасной организации, отзывчивости Татьяны Ивановны Анисимовой, технически никаких проблем не возникало. Все присланные материалы открывались сразу, в работе с ресурсами все было четко, разложено по полочкам. Особенно актуальным и полезным оказался блок Елены Михайловны Любимовой, поскольку нам самим пришлось вести уроки в дистанционном режиме. Мы открывали – и могли сразу применять все изученные возможности. Дистанционные курсы в институте мне очень понравились. Рекомендую коллегам!».
По мнению Шамиля Шеймарданова, в будущем большинство курсов повышения квалификации будут переходить на дистанционный формат. «Мы этому научились, преодолев все трудности – психологические, технические. И в перспективе, по моему мнению, большинство программ профессиональной переподготовки будут проходить в дистанционном режиме», - подчеркнул Шамиль Фатович.
Елена Любимова отметила, что многие инструменты и ресурсы имеют низкий «порог входа». Обучиться приемам работы с ними несложно. Важным становится понимание того, как и где использовать эти ресурсы, для решения каких задач они будут наиболее эффективны. В результате правильное применение цифровых ресурсов и инструментов там, где это необходимо, делает дистанционное обучение ближе, доступнее, персонифицированнее, интерактивнее, чем очное.