На сегодняшний день главным приоритетным свойством в жизни человека является многозадачность. Поэтому современное образование готовит будущее поколение таким, чтобы оно справлялось со всеми жизненными трудностями и могло решать несколько задач одновременно. Уже в начальной школе обучение должно быть направлено на интеллектуальное развитие детей посредством решения нестандартных, логических, неоднозначных, комбинаторных задач и головоломок. Такой вид заданий научит думать на несколько шагов вперед, рассматривать ситуации и предвидеть результат. Мыслительные операции, которые ребенок прокручивает в голове, помогут лучше ему ориентироваться в жизни.
Интеллектуальному развитию младших школьников способствует внеурочная деятельность по математике. С переходом в начальную школу основным видом деятельности является игра. Это в свою очередь сказывается на учебе, поэтому учитель должен уметь плавно перевести внимание детей на образовательный процесс.
Поэтому необходима подготовка будущих учителей к использованию инновационных методов обучения в системе общего и дополнительного профессионального образования.
Студенты на занятиях по дисциплине «Внеклассная работа по математике» учатся проектировать и реализовывать программы дополнительного образования, направленные на интеллектуальное развитие обучающихся.
В качестве примера можно рассмотреть направления «Занимательная математика», «Мир головоломок», «Ментальная арифметика», «Математика и первые шаги в программировании» и др.
В урочной и внеурочной деятельности возможно применять логические задачи, ребусы и головоломки. Головоломок существует большое количество, но самой популярной является кубик Рубика. Это трехмерная механическая фигура с 54 видимыми разноцветными квадратиками. Цель данной головоломки – собрать куб, у которого каждая сторона будет одного цвета.
Сборка Кубика Рубика нацелена на развитие аналитического мышления, усидчивости, логики, пространственного воображения, зрительной памяти. Ребенок, сам того не замечая, приучается к дисциплине логического мышления.
Следующее, на что обратили внимание, была ментальная арифметика. Данная технология также может применяться во внеурочной деятельности. Студенты погрузились в решение примеров на специальных счетах «Абакус». Ментальная арифметика повышает математическую грамотность, развивает креативность и воображение. Более того, учащиеся учатся различать разряды чисел, начинают понимать суть сложения и вычитания.
Также студенты изучили возможности цифровой лаборатории по измерению температуры, пульса, кислотности, напряжения объектов окружающего мира.
Цифровые лаборатории позволяют детям получить бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Но как же объединить интерес к виртуальному миру с реальным образовательным процессом? Как ответить на такие вопросы «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Почему тает мороженное?». Дать ответ на эти и многие другие вопросы нам с детьми помогает детская цифровая лаборатория «Наураша». Главный персонаж обучающей программы – это мальчик Наураша, маленький ученый и исследователь, помощник взрослых и друг детей. Студенты в игровой форме, применяя цифровую лабораторию научились измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомились с чудесами магнитного поля, узнали о пульсе, заглянули в загадочный мир кислотности.
Таким образом, будущий педагог должен обладать огромным багажом знаний о том, как проводить урочную и внеурочную деятельность. Дом научной коллаборации им. К.А. Валиева является уникальным местом для обучения специалистов по различным направлениям подготовки.