В Елабужском институте КФУ в рамках празднования 190-летия писателя прошла открытая лекция для студентов и учителей.
Лектором выступил доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ Мансур Гильмуллин.
Доступно и увлекательно он рассказал студентам и учителям о неизвестной широкому кругу читателей книге Толстого «Арифметика», хотя многие обучающие приемы из этого учебника актуальны и по сей день.
«Почти никто из учителей начальных классов не знает методику преподавания математики «по-толстому», не держал в руках его «Арифметику» - отметил Мансур Гильмуллин. – В основном, только историкам известны «занимательные задачи Льва Толстого», которые можно назвать настоящими «жемчужинами» математического творчества. Даже сейчас их непросто решить без достаточных знаний по математике».
В качестве примера выступавший привел одну из таких задачек - «Фальшивые деньги»: «покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал продавцу 25-рублёвку. У него не оказалось сдачи, и он послал полученную 25-рублёвку для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что 25-рублёвка фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей. Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку?..»
Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки» для преподавания в своей школе в 1871-1872 гг. Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика», дав в ней и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе.
Толстой не отказался от метода изучения действий, который использовался в старой школе. Однако он учил учеников производить операции над числами не механически по готовым правилам, а сознательно.
Самоотверженная борьба Толстого за обновление методов преподавания арифметики, за признание его «Арифметики» окончилась неудачей – книга Толстого не стала массовым учебником.
«Однако граф Лев Толстой привлек внимание общества к проблеме: чему и как учить в начальной школе, - рассказал Мансур Гильмуллин. - Проблемы о совместном изучении арифметики, начальной алгебры и геометрии, о нецелесообразности чрезмерного дробления изучаемых фактов, об одновременном изучении сложения и вычитания, умножения и деления, о роли задач в обучении, о предъявлении повышенных требований к методике повторения пройденного разрабатываются и в наше время в методике обучения в начальной школе».
- Было очень увлекательно слушать лекцию, - поделилась своими впечатлениями студентка факультета математики и естественных наук Анжела Хуснуллина. – Было очень интересно узнать, что Толстой был не только писателем, но и хорошим математиком. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем.
Понравилось выступление и присутствовавшим учителям, некоторые из которых решили взять на вооружение отдельные методики Льва Толстого при преподавании математики детям.
#годтолстоговеикфу