Кандидат психологических наук Гузалия Шагивалеева дала рекомендации по адаптации первокурсникам
Новый этап жизни для студентов-первокурсников требует перестройки привычного режима дня, сложившихся привычек. Происходит смена и появление нового динамического жизненного стереотипа. А это непросто для организма, это требует дополнительных жизненных сил. Возможно, что сейчас многое кажется трудным: новое место жительства (если ты приехал в новый город), общежитие, новые педагоги, новый круг общения, новые впечатления, ощущения, эмоции. Сейчас весь организм, как на физическом, так и на психологическом уровне, находиться на пути адаптации ко всему новому, что вошло в твою жизнь с новым статусом студента. Что же может тебе помочь в условиях адаптации к обучению в вузе?
1. Помни о том, что процесс адаптации очень естественен. Его суть заключается в том, что происходит приспособление к изменившемся условиям. Этот процесс индивидуален. Быстрота и успешность процесса адаптации во многом зависит как от индивидуально – психологических особенностей личности, отношения к происходящему, настрою на перемены, так и от того, как разворачиваются внешние события и обстоятельства.
Процесс адаптации несет возможность больших перемен: формируется новые взгляды, черты характера, осознаются собственные адаптивные способности, появляются знакомства с новыми людьми. Адаптироваться можно в любом коллективе, главное – найти правильный подход к новому окружению, занять определенную позицию.
Важным аспектом адаптации является принятие абитуриентом социальной роли студента-первокурсника, а, следовательно, и социально-психологического статуса.
2. В новых условиях важно сформировать новый режим труда и отдыха. Быстрее привыкнуть к новому режиму и содержанию жизни помогает соблюдение распорядка, являющегося основой личной гигиены. Необходимо помнить, что устают и изнемогают не только от того, что много работают, а от того, что плохо работают. Высокой умственной работоспособности можно достичь, если соблюдать следующие принципы:
1. Во всякий труд необходимо включать и постепенно увеличивать нагрузку. Работать ежедневно, не ослабляя темпа, ничего не откладывая на завтра.
2. Во всяком труде необходимо соблюдать ритмичность. Следует выработать привычку работать в одни и те же часы. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего.
3. Заботься о правильном чередовании труда и отдыха. Всякая работа рано или поздно вызывает утомление. Отдых восстанавливает нормальную работоспособность нервных клеток коры головного мозга. Самое вредное для человека работа по ночам, ибо нарушается биологический ритм организма, его нормальная деятельность. Залогом высокой работоспособности является рациональное питание. Необходимо выработать привычку принимать пищу в одни и те же часы. У тех, кто утром просыпает и является натощак, пониженная работоспособность, низкая способность к запоминанию и усвоению. Не обольщайся призрачной возможностью насыщения за счет пирожков и сладкой воды. Но не забывай и того, что обильная еда ухудшает умственную деятельность.
Немаловажное значение в повышении работоспособности имеет соблюдение гигиенических требований к окружающей среде, рабочему месту, позе и одежде. Двигательная активность, занятия физкультурой, спортом – важные элементы режима дня. Двигательная активность в широком понимании этого слова – не только восполнение утраченного, абсолютно необходимого элемента жизни человека – работы мускулатуры, но и эффективное средство реализаций эмоций – отрицательных и положительных, которыми так богата жизнь.
3. Развивать навыки самостоятельной деятельности. Теперь нужны другие навыки – умение работать самостоятельно, конспектировать лекции, выделять главное, подбирать материалы для докладов. Ограничиться одними учебными пособиями не удастся – придется много читать и искать дополнительные материалы. Приучите себя вести дайджест прочитанного, выписывать интересные цитаты и факты. А еще попробуйте освоить быстрочтение и скоропись, подпишитесь на рассылку тематических профессиональных ресурсов. Овладение этими навыками облегчает учение и повышает его эффективность, а, значит, способствует лучшей адаптации к условиям обучения в вузе.
4. Развивать бытовые навыки и навыки самообслуживания: планирование бюджета, приобретение продуктов, приготовление еды, уборка комнаты, поддержание опрятности и внешнего вида. Развитые навыки помогают нам экономить время и чувствовать себя намного увереннее.
5. Развивай и совершенствуй навыки взаимодействия и общения. Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками.
Взаимодействие и общение – факторы, которые помогают нам познавать и понимать других людей. Одновременно, происходит познание и обогащение самого себя. Общаясь с людьми, мы исходим, прежде всего, из своих представлений, взглядов и ожиданий. Это и добавляет сложность в общении. Важно также помнить, что другие люди не могут чувствовать и понимать также как и мы. Поэтому очень важно переспросить, уточнить или объяснить свою позицию. И даже если сейчас кто-то недоволен собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в наших силах. Как говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом».
Источник информации: доцент кафедры психологии Г.Р. Шагивалеева; пресс-служба Елабужского института КФУ.