Встреча прошла в рамках Дня науки
11 февраля на отделении психологии и педагогики старшим преподавателем кафедры психологии и руководителем кружка «ПсиВселенная» Исмаиловой Наилей было проведено мероприятие, приуроченное ко Дню науки. Обсуждаемая тема касалась причин появления и коррекции детских страхов.
Многие ученые считают страхи специфическими переживаниями беспокойства и тревоги в ответ на угрозу. В этот момент появляются эмоционально-аффективные реакции, сопровождающиеся учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением.
В силу специфики детского возраста, чаще всего страх возникает не на реальную, а на воображаемую угрозу, возникающую на информации, преобразованной активной фантазией и воображением ребёнка. Способность к фантазированию и воображению возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте.
Если страх поверхностный и не подкреплён впечатлительностью, доверчивостью, повышенной тревожностью ребёнка и, самое главное, воздействием внешних факторов (например, семейным воспитанием), то в большинстве случаев он исчезает самостоятельно.
Если же всё это присутствует в личности и жизни ребёнка, то страх может преобразоваться в фобию и стать источником невротизации. Ключевую роль играет малый жизненный опыт ребёнка, его неспособность объективно оценить ситуацию и критически относиться к собственным эмоциям.
Можно выделить следующие причины страхов детского возраста:
По мере взросления, ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. В младенчестве часто присутствует страх разлуки с матерью; в раннем детстве и дошкольном возрасте - боязнь темноты, животных, замкнутого пространства, выдуманных существ; в школьном периоде дети боятся непризнания со стороны взрослых и сверстников, боятся тех физических и психических изменений, которые с ними происходят в этом возрасте.
Если страхи – это неотъемлемая часть жизни ребенка, то взрослым необходимо с пониманием отнестись к переживаниям ребенка, нельзя стыдить ребенка, а лучше использовать специальные игры и методы, в ходе которых ребенок встречается со своими страхами лицом к лицу и избавляется от них в ходе проигрывания и прорисовывания. Самым лучшим решением станет обращение к специалисту, например, к психологу или психотерапевту, помня, что детские страхи - это глубокие переживания детства, влияющие на развитие и становление ребенка в дальнейшем будущем.
Тема детских страхов вызвала интерес у участников встречи. Они вспомнили свои детские страхи, поделились переживаниями. Одна из участниц рассказала свою историю возникновения страха, который у неё в детстве приобрёл патологическую форму. «Возможно, именно поэтому, я выбрала своей будущей профессией – педагога-психолога», - поделилась она.