Обучающиеся, согласно законопроекту, обязаны участвовать в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой - с учетом возрастных и психофизических особенностей. Авторами инициативы выступили депутаты всех фракций Госдумы. Вопрос о необходимости возвращения в школы трудового воспитания был поднят депутатами в прошлом году в ходе правительственного часа с участием Министра просвещения Сергея Кравцова.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что и учителя, и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы. "Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду, - уверен спикер. - Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать".
В основу документа легли предложения родительского сообщества, подтвердила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. "Вносимые нами изменения касаются формирования трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, - пояснила депутат. - Мы обязываем Минпросвещения включить в воспитательную программу все компоненты, связанные с получением навыков общественно полезного труда".
Сегодня мы поговорили с учителями «Университетской» школы и узнали их мнение о принятии законопроекта:
«Я поддерживаю данный законопроект, верю в значимость развития навыков труда и ответственности у учащихся. Учебный процесс должен отражать требования реального мира, предлагая молодым людям возможность изучить и оценить различные виды работ и профессий.
Считаю, что этот законопроект поможет подготовить учащихся к будущей трудовой деятельности, развивая в них навыки, необходимые для успешной карьеры. Кроме того, вижу в трудовом воспитании возможность развития социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуникация, лидерство и самоорганизация.
Эти навыки являются важными не только в рамках профессиональной деятельности, но и для общественной жизни в целом. Я рассматриваю трудовое воспитание, как средство формирования ценностей труда и уважения к труду. Считаю, что обучение учащихся навыкам работы может помочь им осознать важность трудовой деятельности и ее вклада в общество», - говорит Гульфия Сахабиева, учитель родного языка.
«Я положительно отношусь к законопроекту «о трудовом воспитании в школах». Мы поколение, которое обучалось и воспитывалось еще при Советском Союзе. В наше время, оканчивая школу, выпускники имели специальность, подкрепленную свидетельством о прохождении курсов и сдачей экзаменов.
В школе, в которой я училась, девочек учили шить, готовить еду. Были курсы операторов машинного доения (доярки). Для мальчиков были курсы механизаторов. И все это чередовалось с практическими занятиями, т.е трудом в школе, приусадебном участке, в колхозе.
Только через личный труд можно привить ребенку уважение к чужому труду. Например, если школьник сам, или с одноклассниками посадил дерево, или посеяли газон и ухаживают за ними, то вряд ли они в другом месте будут ломать деревья и топтать газон. Только сам прочувствовав весь этот процесс, по-настоящему понимаешь цену чужого труда.
И такое понятие, как трудолюбие, которое очень важно в жизни, должно прививаться с детства в семье и в школе.
И ребенку надо дать понять, что труд - это не наказание, не какая-то повинность. А труд должен приносить радость, внутреннее удовлетворение результатом. И вот в воспитании этих чувств, этих качеств и является задача школы», - поделилась своим мнением Ирина Науменко, учитель иностранного языка.
«Я считаю, что это очень хорошая идея, ведь этот законопроект важен для гармоничного и грамотного развития человека. Здесь можно одинаково воздействовать, как на его интеллектуальную сферу деятельности, так и на физическую, потому что влияние идет и на моральное, и на физическое здоровье, закладывает полезные привычки для будущего. Всё это делает наше образование ещё более полезным. Трудовое воспитание в школе поможет детям унести во взрослую жизнь навыки, которые они приобретут не только в рамках, например, уроков технологии, ОБЖ, физической культуры.
Я думаю, что это предметность, потому что очень интересной и правильной, на мой взгляд, является идея о летних отработка на школьном огороде, идея о том, что необходимо дежурить в классе, потому что начинаешь понимать ценность чужого труда только тогда, когда своими руками что-то создашь и будешь стараться это беречь!», - говорит учитель русского языка и литературы Юрикова Камилля.