Интервью с модератором Международного фестиваля школьных учителей-2016
Сергей Сергеевич Кочережко - учитель истории и обществознания Самарской гимназии №1, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» 2015г.
- Как прошел год после победы? И что – дальше?
- Работать пришлось ещё больше, ездить по стране - намного больше. Приглашали в самые разные места, где без конкурса, наверное, никогда бы не побывал: Ульяновск, Пермь, Южно-Сахалинск, Лазаревское и сам Сочи, г. Тихвин Ленинградской области и т.д. Также в города, где я бывал и раньше много раз: Саратов, Санкт-Петербург, Москву. Получил возможность посмотреть школы самых разных регионов, пообщаться с самыми разными детьми, что для меня очень ценно. Появилось много новых знакомств с интересными и очень известными людьми. Например, познакомился с Е.А. Ямбургом, побывал в его школе, вошёл в состав учредителей ассоциации «Педагог XXI века», созданной во многом по его инициативе. Теперь принимаю участие в различных комиссиях: например, вхожу в состав рабочей группы, разрабатывающей «Концепцию преподавания обществознания в РФ», являюсь сопредседателем оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016». Выступал на Госсовете по образованию при Президенте РФ В.В. Путине, а также перед главой Совета Федерации В.И. Матвиенко. Всякий раз, выступая на таких серьёзных собраниях, стараюсь передать мнение учительской общественности, которое знаю и по Самаре, и по поездкам в другие регионы.
Дальше – работать (как обычно). 1 сентября 2016 года у меня 5 новых 5-х классов: стартуем с истории первобытного общества и древнего мира. Уже год под эгидой Министерства образования и науки реализуется проект «Российская электронная школа»: снимаются видеоуроки, которые затем будут выложены на специальном портале. Я там участвую в съёмках курса истории (буду руководить группой, отвечающей за обществознание). Есть много других разных предложений и проектов, в которых хочется принять участие.
- Вам не кажется, что одна из причин победы – Ваш возраст вкупе, конечно, с профессиональными достижениями? Насколько облегчала и облегчает поставленные задачи жизнь практически в одном времени (цифровом, прежде всего) с Вашими учениками?
- Возраст для участия в конкурсе, наверное, был скорее отрицательным фактором. Собственно, именно из-за него я сам и не рвался участвовать в конкурсе. Я и до сих пор уверен, что вряд ли могу чему-то научить опытных учителей, у каждого из которых – собственная сложившаяся система преподавания. Но директор направила на конкурс – я вынужден был подчиниться. Потом уже представлял интересы города, Самарской области.
Я работаю в школе после окончания Самарского университета с 2011 года. С одной стороны, интересы молодого педагога достаточно близки интересам детей (безусловно, за рядом исключений: как-то не могу я понять эмо-культуру или, скажем, повальное увлечение покемонами в нынешнем году). Это упрощает установление контакта с детьми, сближает с ними. С другой стороны, у молодого педагога возникает множество трудностей, в том числе в общении с детьми и их родителями. С детьми есть опасность потери дистанции и перехода к панибратству; с родителями – проблемы завоевания авторитета «зелёного юнца», который сам ещё недавно сидел за партой. Опять же: нужно по сути с нуля разрабатывать некую собственную систему преподавания. Могу сказать одно: всё зависит от личности молодого учителя. К работе отношусь старательно и требовательно, и на этом основании могу требовать того же и от моих учеников. Ведь в жизни мы постоянно преодолеваем новые и новые трудности. Правда, иногда очень хочется просто отдохнуть…
- Как?
- Спать. Или пересматривать старые любимые телепередачи (например, «Что? Где? Когда?», когда ведущим был В.Я. Ворошилов). Люблю советскую классику, арт-хаус, отдельно могу выделить фильмы великого Стэнли Кубрика. Один из самых впечатляющих, конечно, «Доживём до понедельника». И читать. Люблю русскую классику XIX-XX вв. Любимые писатели – М.А. Булгаков и М.А. Шолохов. Также люблю философов-экзистенциалистов (Камю, Сартр и др.). Сейчас читаю «Категории русской средневековой культуры» Андрея Юрганова (наконец-то хочу прочитать целиком).
- А профессию поменяли бы в «следующей жизни»?
– Думаю, нет. Возможно, сочетал бы учительские дела с профессией журналиста.
- С чем связан Ваш особый интерес к XVIII веку, дворянской социальной психологии?
- Во-первых, мне всегда было очень интересно понять, как думали люди прошлых эпох, что руководило их поступками. Отсюда интерес к исторической психологии – сфере, которой сейчас активно занимаются учёные. Что, например, руководило Марком Юнием Брутом и другими сенаторами, когда они 15 марта 44 года до н. э. 23 ударами стилосов убили Гая Юлия Цезаря? Оказывается, вовсе не желание занять его место, а не допустить объявления им империи вместо республики (заговорщики были республиканцами).
Во-вторых, меня всегда интересовала тема «русского бунта» - самых разных социальных движений. В-третьих, я почти никогда не пылал интересом к краеведению, поэтому на истфаке всегда считал, что если и писать исследование по отечественной истории, то не по краеведению, а на общероссийскую тему. Но на втором курсе обучения на истфаке СамГУ эти два интереса сошлись на теме XVIII века и «пугачёвщины». С того времени начал ей заниматься, много раз ездил в московские архивы (особенно информативен по моей теме РГАДА – Российский государственный архив древних актов), выступал на научных конференциях и в итоге защитил диплом. Сейчас нужно найти время на то, чтобы дописать диссертацию.
- … которая посвящена восстанию 1773-1775 годов? Побывал Емельян Пугачев и у «ворот» Елабуги, но, судя по легенде, не вошел, остановился с войском, а чуть позже прошел через город тихо, не беспокоя особо жителей. Почему?
- Диссертация посвящена больше исторической психологии, а именно восприятию русским дворянством и императрицей Екатериной II восстания Пугачёва и его причин. Насколько мне известно, в январе 1774г. Пугачёв просто не смог овладеть Елабугой: она выдержала несколько штурмов пугачёвцев, но заранее присланные из Казани войска сыграли свою роль в обороне.
Одна из причин, на мой взгляд, в том, что пугачёвцы получали значительную поддержку от «инородцев» (так в XVIII в. называли нерусские народы Поволжья и не только Поволжья, татар в том числе). К весне-лету 1774г. Пугачёв имел значительные успехи, его войско пополнялось и во многом за счёт «инородцев». Если обратиться к очень интересному очерку «Пугачевцы и Пугачев в Тресвятском-Елабуге в 1773-1774 гг.», который составил в 1845 г. священник П.Н. Кулыгинский, то получается, что, когда во второй раз пугачёвцы подошли к Елабуге, жители встретили их с иконами, но не присягнули Пугачёву. Он сам остановился лагерем рядом с городом, собирался его уничтожить, после чего неожиданно заболел (или ослеп) и выздоровел, или прозрел только после молебна в церкви города и после отмены своего «приговора» городу. Тогда слово «город» к Елабуге можно было применять с натяжкой: скорее, это было ещё село Трёхсвятское.
На самом деле история достаточно типичная (если отбросить рассказ о заболевании Пугачёва и его чудесном исцелении). К примеру, Самару Пугачёву тоже не удалось взять с первого раза: в конце декабря 1773 г. отряды пугачёвского атамана И.Ф. Арапова потерпели поражение под Самарой. Но в марте 1774 г. Самара сдалась восставшим, открыв крепостные ворота и встречая их хлебом и солью. Пока силы и гарнизоны, верные Екатерине II, были, Пугачёва в города не пускали, а когда он набирался сил, мелкие города сами сдавались ему.
- Судя по статистике, среди участников финала и победителей конкурса «Учитель года» 2015 года России преобладали учителя истории…
- Да, и я, и Министерство образования и науки Самарской области очень удивились, когда в списке из 87 участников этого года увидели 18 историков! Задача оказывалась труднее, чем казалось: слишком много собратьев «по цеху». И это в официально объявленный Год литературы! Насколько мне известно, такого «нашествия историков» ещё не было. Чем это объяснить? Наверное, тем, что история – гуманитарная наука, и на уроке вряд ли поразишь детей ярким экспериментом с взрывающейся колбой. Историки любят копаться в смыслах, во всём сомневаться (в том, в чём «надо» и в чём «не надо»), задавать вопросы, выдвигать собственную точку зрения, чем в общем-то я и занимался и на уроке по истории Древней Руси, и на мастер-классе, да и на других конкурсных испытаниях. Кстати, при общении с Игорем Карачевцевым, несмотря на разницу в возрасте, мы, как историки, понимаем друг друга с полуслова: «Рыбак рыбака видит издалека».
А в целом за 26 лет проведения конкурса среди победителей было больше всего учителей математики, физики и информатики, на втором месте – учителя русского языка и литературы. За всю историю конкурса историки побеждали лишь дважды: в 2003 году учитель истории из Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев и Ваш покорный слуга в 2015 году. Финалистов не считал, но, кажется, и там историков было немного.
- Что посоветуете будущим участникам конкурса?
Во-первых, тщательно готовиться. Изучать материалы конкурса прошлых лет, искать интересный материал к уроку, читать книжки, давать свои открытые уроки и ходить на чужие, обмениваться опытом. Понимать, что «моё», что я буду использовать, а что «не моё», и я никогда не буду это использовать. Вообще – работать. Моя любимая фраза: «Вот ты всё ищешь секрет успеха, а никакого секрета искать не надо: надо работать».
Во-вторых, не бояться. «Не бояться собственной смелости», как любила говорить моя учительница русского языка и литературы в тольяттинской гимназии «Радиант» Галина Александровна Феоктистова. Не бояться, как это банально ни звучало бы, быть самим собой, но и рефлексировать, исправлять что-то в себе. Не бояться свободно мыслить и выражать свои мысли, даже если понимаешь, что думаешь не так, как большинство. Я убеждён, что только смелый человек может воспитать из детей личности.