Институт образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) начинает новое масштабное исследование – «мониторинг студенческих характеристик и траекторий». Исследование затронет и Казанский федеральный университет.
Рассказывая в интервью РИА «Новости» о деталях проекта, его руководитель - заместитель первого проректора ВШЭ Игорь Чириков отметил, что цель исследования – понять, как студенты оценивают свой опыт вузовского обучения, на что тратят свое время, какие приоритеты выбирают на будущее.
Дело в том, что в последние годы произошли существенные трансформации и в вузах, и на рынках труда, но как в связи с этим меняются стратегии поведения студентов, какой позитивный или негативный опыт они получают – совершенно неясно. А это затрудняет принятие практических решений как на уровне вузов, так и на уровне системы высшего образования.
По словам Игоря Чирикова, в круг исследования включены 12 университетов с охватом примерно 10-12 тысяч студентов. В числе «подопытных» вузов Уральский и Казанский федеральные университеты, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Финансовый университет….
Особенность пилотного этапа исследования в том, что оно будет сфокусировано на студентах экономики и менеджмента, хотя в ряде вузов будут изучаться и другие направления подготовки.
Вопросы, которые будут задаваться студентам, можно объединить в шести группах. Во-первых, это вопросы, связанные с процессом обучения, во-вторых, - касающиеся того, каким видам деятельности они предпочитают отдавать время и усилия, так сказать, во что инвестируют (тут исследователям важно понять, насколько студенты готовы к самостоятельной работе). Третья группа вопросов – о том, каково участие студентов в вузовской научно-исследовательской работе, насколько они склонны к этому и насколько активно вовлечены в такую работу. Четвертый блок вопросов связан с работой и карьерой студентов, - важно понять, когда и при каких условиях студенты начинают работать, каким образом встраивают работу в процесс обучения. Отдельная группа – вопросы о том, насколько активно студенты пользуются интернетом и каким образом в учебном процессе используются электронные ресурсы и сервисы? Наконец, - об отношении студентов к плагиату и списыванию. Понятно, что фальшивые диссертации начинаются с «невинного» плагиата в вузе. Интересно выяснить, каково отношение студентов к подобной практике какова ее распространенность в вузах.
Игорь Чириков уточнил, что исследование стартует осенью, в онлайн-формате, так что первые результаты будут, скорее всего, обнародованы уже весной. Руководитель проекта выразил надежду, что они будут интересны не только вузам-участникам, но и более широкой аудитории и позволят продвинуться в понимании того, кто такой современный студент.