22 августа 2013
Студентов проверят на устремленности

Институт образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) начинает новое масштабное исследование – «мониторинг студенческих характеристик и траекторий».  Исследование затронет и Казанский федеральный университет.

Рассказывая в интервью РИА «Новости»  о деталях проекта, его руководитель - заместитель первого проректора ВШЭ Игорь Чириков отметил, что  цель исследования – понять, как студенты оценивают свой опыт вузовского обучения, на что тратят свое время, какие приоритеты выбирают на будущее.

Дело в том, что в последние годы произошли существенные трансформации и в вузах, и на рынках труда,  но как в связи с этим меняются стратегии поведения студентов,  какой позитивный или негативный опыт они получают – совершенно неясно.  А это  затрудняет принятие практических решений как на уровне вузов, так и на уровне системы высшего образования.

По словам Игоря Чирикова, в круг исследования включены 12 университетов с охватом примерно 10-12 тысяч студентов.  В числе  «подопытных» вузов Уральский и Казанский федеральные университеты, Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Финансовый университет….

Особенность пилотного этапа исследования в том, что оно будет сфокусировано на студентах экономики и менеджмента, хотя в ряде вузов будут изучаться и другие направления подготовки.

Вопросы, которые будут задаваться студентам,  можно объединить в шести группах. Во-первых,  это вопросы, связанные с процессом обучения,  во-вторых, -  касающиеся того, каким видам деятельности они предпочитают отдавать время и усилия, так сказать, во что инвестируют (тут исследователям важно понять, насколько студенты готовы к самостоятельной работе).  Третья группа вопросов – о том, каково участие студентов в вузовской научно-исследовательской работе, насколько они склонны к этому и насколько активно вовлечены в такую работу.  Четвертый блок вопросов связан с работой и карьерой студентов, - важно понять, когда и при каких условиях студенты начинают работать, каким образом встраивают работу в процесс обучения.   Отдельная группа – вопросы о том, насколько активно студенты пользуются интернетом и каким образом в учебном процессе используются электронные ресурсы и сервисы?   Наконец,  - об отношении студентов к плагиату и списыванию. Понятно, что фальшивые диссертации начинаются с «невинного» плагиата в вузе. Интересно выяснить, каково отношение студентов к подобной практике какова ее распространенность в вузах.

Игорь Чириков уточнил, что исследование стартует осенью,  в онлайн-формате, так что первые результаты  будут, скорее всего, обнародованы уже весной.  Руководитель проекта выразил надежду, что они будут интересны не только вузам-участникам, но и более широкой аудитории и позволят продвинуться в понимании того, кто такой современный студент.