В этом учебном году Центр развития компетенций UNIVERSUM+ релизует следующие программы повышения квалификации учителей иностранного языка, одобренные Министерством образования и науки РТ: «Инновационная деятельность учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС» и «Лингвокультурология в преподавании иностранного языка».
В рамках программы «Инновационная деятельность учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС» педагогам предоставлена возможность глубокого изучения вопросов, связанных со спецификой инновационной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС, такими как «Методики и технологии обучения иностранным языкам в эпоху 4.0», «Эвристические технологии для творческого саморазвития обучающихся», «Технология проектной деятельности как базовая технология реализации требований ФГОС», «Технологии подготовки учебных материалов для создания дистанционного курса» и другими.
Ведущей целью программы «Лингвокультурология в преподавании иностранного языка» является повышение уровня лингвокультурологической компетенции педагогов как важнейшей части их профессиональной компетентности. Освоение содержания интерактивных лекций и практических занятий («Лингвокультурология как научная дисциплина», «Лингвокультурологические аспекты иноязычного образования», «Культурные сценарии речевого поведения на уроках иностранного языка», «Современные подходы к построению индивидуальной траектории развития вторичной языковой личности», «Языковое погружение в лингвострановедческую среду») позволит существенно минимизировать объективное противоречие между доминированием межкультурной составляющей в процессе обучения иностранному языку и недостаточный учет важности использования социолингвистической информации на уроках иностранного языка.
В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, усилением значимости формирования иноязычных навыков в единстве языка и культуры, способствующих не только познанию и принятию ценностей других культур, но и осмыслению своей национальной культуры, приобщению к общечеловеческим ценностям вопрос о повышении уровня профессиональной компетентности педагогов иностранного языка приобретает особую актуальность. В связи с этим актуализируются основополагающие проблемы, связанные с обновлением содержания программ повышения квалификации учителей иностранного языка.
Обязательными общими модулями данных программ являются следующие: «Современные нормативные правовые основы образования», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Цифровые технологии в образовании», «Деятельность классного руководителя».
Отличительными особенностями программ является возможность дифференцированного обучения в группах для учителей английского, немецкого и китайского языков. Для учителей разных квалификационных категорий также предусмотрены вариативные части.
Важной характеристикой программ является частичная реализация очных модулей на иностранном языке. Для проведения лекционных и практических занятий, семинаров, педагогических и методических практикумов, лабораторий методического конструирования, мастер-классов, индивидуальной самостоятельной работы слушателей используется потенциал профессорско-преподавательского состава КФУ и носителей языка.
Программы предусматривают обязательную стажировку слушателей на базе инновационных образовательных организаций г. Казани. В рамках итоговой аттестации слушателям предлагается защита группового проекта (урока иностранного языка) по предложенной тематике и его апробация в общеобразовательном учреждении г.Казани.
Сигал Н.Г., доцент, кандидат наук, ВШИЯиП ИМО