На днях прошло очередное подведение итогов ежегодного конкурса программ повышения квалификации работников образования, организуемого Министерством образования и науки Республики Татарстан.
В этом году Центр развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО при поддержке Высшей школы иностранных языков и перевода и кафедры отечественной истории Высшей школы международных отношений и мировой истории подал на рассмотрение 9 программ повышения квалификации: 6 - для учителей иностранных языков, 2 - для учителей истории и одну (впервые) для всех учителей-предметников. Все наши программы без исключения одобрены и допущены к реализации в 2024 году. Отмечено, что все они актуальные, обновленные, современные, соответствующие духу времени.
Всего на конкурс было представлено 450 программ повышения квалификации, из них 37 программ из 16 организаций ДПО были отклонены. По блоку социально-гуманитарного знания (история, обществознание, иностранные языки, русский язык и литература) было подано 69 программ. И хотя качество программ растет из года в год, тем не менее 3 программы все же не были приняты к реализации.
Список программ, поданных на конкурс МОиН РТ от ИМО:
Список программ для учителей истории
1. «Дискуссионные вопросы отечественной истории»
2. «Актуальные проблемы методики преподавания истории России»
Список программ для учителей иностранных языков
1. «Стратегии подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам»
2. «Цифровые инструменты в обучении иностранным языкам»
3. «Методическое мастерство учителя иностранного языка»
4. «Инновации в обучении иностранному языку»
5.«Прикладные аспекты лингвокультурологии в преподавании английского языка»
6. «Стратегии подготовки к олимпиадам по дисциплине «Иностранный язык»
Список программ для учителей всех предметов
1. «Цифровая трансформация предметного обучения»
Коротко о программах от авторов
Люкшин Д.И.
доцент кафедры отечественной истории и архивоведения
Высшей школы международных отношений и мировой истории ИМО КФУ, канд. ист. наук
«Дискуссионные вопросы отечественной истории»
Задача обретения исторической идентичности, сформулированная Президентом России на встрече со студентами 25 января 2023 года, тогда же была возложена им на плечи будущих поколений историков. Думается, однако, что и нынешнему – есть, что сказать. Тем более, что историческое сообщество России уже дважды вплотную приближалось к решению этой задачи, в начале прошлого века и в начале нынешнего. Помянув старую латинскую поговорку «repetitio est mater studiorum», давайте попробуем вспомнить этапы этого пути, понять место и функции истории в современном российском обществе, ведь прежде чем разговаривать с учениками, вероятно, имеет смысл разобраться самим…
«Актуальные проблемы методики преподавания истории России»
«История русского народа» состоит из отдельных отрывков, часто не имеющих между собою связи по духу, в коем они писаны, и походит более на разные журнальные статьи, чем на книгу, обдуманную одним человеком и проникнутую единством духа» [А.С. Пушкин]. Думается, пришло уже время составить единую книгу отечественной истории. И постараться при этом научить детей отвечать на вопросы ЕГЭ, и не сойти при этом с ума.
Донецкая О.И
руководитель Центра развития компетенций UNIVERSUM+
доцент кафедры теории и практики перевода
Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО КФУ, канд. пед. наук
«Цифровые инструменты в обучении иностранным языкам»
Специально для этой программы мы разрабатываем онлайн-курс «Цифровой учитель», под который получен грант БФ «Татнефть». Дело в том, что хотя программы достаточно объемные (72 ак. часа), но из-за большого количества обязательных модулей на основные темы остается очень мало времени. Онлайн-курс должен решить эту проблему, так как его можно прорабатывать самостоятельно и до и после основной программы. Решает он и вторую задачу. В каждой программе ПК, независимо от учебного предмета, есть обязательный модуль «Цифровые технологии». Он очень маленький: всего 4 ак. часа. За такое время невозможно наработать какой-либо уверенный навык в этой области. Поэтому мы сделаем допуск к онлайн-курсу всем учителям, независимо от того, по какой программе они у нас обучаются. И каждый получит при желании автоматически генерируемый сертификат.
«Цифровая трансформация предметного обучения»
Мы впервые предлагаем программу для всех учителей-предметников, независимо от направления их подготовки, ведь цифровая трансформация образования касается всех участников образовательного процесса. Круг вопросов для обсуждения широк: условия, предпосылки, цели и алгоритмы цифровой трансформации, структурирование и организация учебного процесса с помощью цифровых технологий, роль учителя в цифровой образовательной среде.
Семушина Е.Ю.
председатель предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку Республики Татарстан,
доцент кафедры теории и практики перевода
Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО КФУ, канд. фил. наук
«Стратегии подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам»
Особенность программы «Стратегии подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам» в том, что она имеет практическую направленность. Мы посмотрим на проверку работ «изнутри», глазами экспертов предметной комиссии по проверке работ Единого государственного экзамена. Все слушатели на несколько дней примерят на себя роль эксперта предметной комиссии и не только ознакомятся с правилами создания качественных ответов на задания развернутой части ЕГЭ, но и узнают, на что мы, эксперты, обращаем внимание при проверке, с какими сложностями мы сталкиваемся. Не сомневаюсь, что слушатели найдут ответы на многие вопросы, на которые невозможно ответить при изучении только теоретического материала. Каждый выпускник – индивидуальность, их работы носят творческий характер, и наша задача научиться не ограничивать их шаблонами, а помочь им развить их способности и одновременно с этим решить те задачи, которые ставит перед ними Единый государственный экзамен по иностранным языкам в 2024 году.
Сигал Н.Г.
доцент кафедры иностранных языков
Высшей школы иностранных языков и перевода ИМО КФУ, канд. пед. наук
"Методическое мастерство учителя иностранного языка"
Программа представлена в формате «фокус-группа», который позволяет максимально интегрировать актуальные вопросы преподавания иностранного языка в школе в практическую деятельность слушателей на занятиях.
«Инновации в обучении иностранному языку»
Программа дает полный ответ на вопросы «Что такое инновации в обучении иностранного языка?", "Какова суть инновационной деятельности учителя иностранного языка?». Тренинговый формат занятий позволяет актуализировать гибкие компетенции слушателей.
«Прикладные аспекты лингвокультурологии в преподавании английского языка»
В курсе раскрываются нюансы преподавания иностранного языка в контексте «диалога культур, прорабатываются практические аспекты реализации данного подхода на уроках иностранного языка.