Актуальные вопросы развития экспорта образования в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы рассматривались на круглом столе «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах России», проведенном Комитетом Госдумы РФ по образованию.
В обсуждении приняли участие депутаты, представители Минобрнауки и МИД РФ, Россотрудничества, ведущих российских университетов и научного сообщества. О поднятых на заседании проблемах и путях их решения читайте в нашем репортаже.
Окно в Россию
– Количество иностранных студентов определяет влияние нашего государства в мире, – подчеркнула в открывающем заседание выступлении заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Н.А. Шайденко. В последние годы граждан, прибывающих из-за рубежа на обучение в Россию, становится все больше, что связано с улучшением материальной базы и условий проживания для иностранцев, а также возможностью получения выпускниками вузов российского гражданства по упрощенной форме в случае принятия ими решения остаться в нашей стране. При этом имеется ряд проблем: сложности с социальной адаптацией, медицинским обеспечением, визовой поддержкой и ряд других.
Заместитель министра образования и науки В.Ш. Каганов отметил, что за последние два года количество иностранных студентов очного отделения выросло на 40 тыс. и достигло 182 тыс., причем заочников меньше не стало.
– Такого прорыва мы не ждали, но он произошел, – прокомментировал ситуацию докладчик.
По разным оценкам, в настоящее время в РФ обучается от 90 до 300 тыс. иностранных студентов, в том числе соотечественников, из них около 25 процентов составляют бюджетники. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ежегодная квота на профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе проживающих за рубежом соотечественников, получаемое за счет средств федерального бюджета, не превышает 15 тыс. человек.
Получив качественное образование, иностранные специалисты уезжают домой и «создают предпосылки для дальнейшего укрепления сотрудничества с Россией». Что касается материальной стороны вопроса, поступления в экономику страны от иностранных студентов окупают затраты на их обучение и проживание.
Популярность российского образования растет, в том числе в странах Европы. Наряду с Россией европейские государства заинтересованы в иностранных студентах. Так, например, Франция, Германия, Испания вкладывают серьезные финансовые средства в образовательный экспорт, выплачивая приезжим обучающимся высокие стипендии.
Продолжая тему, заместитель руководителя Россотрудничества Д.Ю. Гужеля предложил перераспределить квоты по иностранным студентам в пользу повышения их стипендий. Он также обратил внимание на важность открытия так называемых «выносных факультетов» отечественных вузов в странах, заинтересованных в российском высшем образовании. По мнению участника дискуссии, такая процедура позволит сэкономить иностранным студентам время, затрачиваемое на учебу на подготовительных отделениях в России, по причине уже имеющегося знания русского языка. Помимо этого, оставляют желать лучшего условия в общежитиях российских вузов, которые не адаптированы к запросам иностранных студентов:
– Были случаи, когда студентов с разным вероисповеданием селили в одной комнате, – отметил замглавы Россотрудничества.
Одну из самых актуальных на сегодня тем кадрового обеспечения затронул заместитель директора по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ М.В. Хорев.
– Кадровый потенциал русистов, сформированный еще в СССР, на сегодня себя исчерпал, – сообщил выступающий, приведя в качестве примера сведения о переполненности русских классов в зарубежных школах.
В ходе дискуссии первоначально очерченный на заседании круг вопросов, связанных с миграционным законодательством, визовой поддержкой и стипендиальным обеспечением, расширился. Участники обратили внимание на необходимость разработки и акцентирования государственной политики в области интернационализации высшего образования.
Так, проректор по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов Л.И. Ефремова указала на необходимость формулировки единых целей международного образовательного сотрудничества, приоритетных для России форм и механизмов их достижения, так как без целеполагания осуществляемые ведомствами и вузами действия носят разрозненный характер и не позволяют достичь системных эффектов.
Мнение о необходимости утверждения единой концепции экспорта российских образовательных услуг прозвучало и в докладе исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК) И.В. Аржановой. Такая концепция была разработана НФПК совместно с экспертами из ведущих российских вузов еще в 2011 году, она обсуждалась в МИД РФ и в Минобрнауки РФ, однако официально так и не была утверждена. К этой работе следует вернуться с учетом новых реалий международного сотрудничества и потенциала российских образовательных организаций высшего образования.
ШАЙДЕНКО Н.А., заместитель председателя комитета Комитета Госдумы РФ по образованию:
– Мы все следим за происходящими в мире событиями. Видим, как быстро всё меняется. И прекрасно понимаем, что укрепление социально-экономического и политического положения нашего государства, повышение роли президента нашей страны В.В. Путина в мировых процессах дает очень серьезные возможности для дальнейшего продвижения русского языка < …> для распространения достижений нашего государства в области науки, образования, технологий. И, несомненно, повышение авторитета России должно позитивно сказаться на увеличении количества иностранных молодых людей, желающих приехать в нашу страну на обучение.
ХОРЕВ М.В., заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ:
– Следует отметить, что российское образование не утратило своей привлекательности. Более того, в последнее время отмечается рост интереса со стороны иностранных граждан к обучению в наших вузах. <…> Этому способствует как укрепление авторитета России за рубежом, так и популяризация богатейшего культурного наследия нашей страны. Поскольку Россия позиционирует себя (и это воспринимается именно так), как великая культурная держава, это способствует повышению интереса и к нашему образованию.
ЕФРЕМОВА Л.И., проректор по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов:
– Мы, как мне кажется, вступили сейчас в третью фазу нашего отношения к обучению иностранных граждан в РФ. Первая фаза была закончена тогда, когда распался Советский Союз. <…> Это была система, когда иностранный гражданин полностью был обеспечен и качеством обучения, и проживанием, и достойной стипендией, и медицинскими страховками. <…> Вторая фаза – когда мы потеряли лидирующие позиции. <…> И третья фаза, которая началась примерно с конца 2012 – начала 2013 годов, когда вступил в силу новый закон об образовании, и он более гибкий, чем предыдущий, так как даёт достаточно большие возможности по набору иностранных граждан и вузам, и государству в целом. Но чего в этой фазе на сегодняшний момент, наверное, не хватает – это более чёткой позиции государства: для чего и почему мы хотим обучать иностранных граждан.
Полоса препятствий
Модернизация российского образования создала такие благоприятные условия для обучения иностранных граждан в российских вузах, как формирование и развитие новых механизмов отбора и привлечения, расширение правовых возможностей, улучшение условий проживания, обучения и другие.
Тем не менее предпринимаемые усилия не позволяют в полной мере решать задачи, связанные с наращиванием экспорта образования. На фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России на международном рынке практически не растет. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия принимает только 2 процента от общего количества иностранных студентов, в то время как США – 20 процентов, Великобритания обучает 12 процентов, Германия и Франция – 9 и 8 процентов соответственно. Если в течение ряда лет СССР занимал 2-е место в мире после США по числу иностранных студентов, то сегодня РФ находится на 9-м месте.
В связи с этим дискутирующие выделили несколько групп проблем, требующих обсуждения и решений по внесению изменений в законодательную базу.
В числе первых – проблемы стратегического планирования, связанные с отсутствием на данный момент единого документа, закрепляющего приоритетные направления, формы и механизмы международного сотрудничества в образовании. Предполагается, что создание стратегии, охватывающей все стороны международной образовательной деятельности, а также наличие соответствующих документов, позволят увеличить доход от экспорта образовательных услуг. Согласно данным Центра социологических исследований Минобрнауки РФ, в 2013-2014 годах доход России от экспорта образовательных услуг составил 1406,5 млн. долларов США.
Наряду с этим выделены проблемы, связанные с низкой степенью осведомленности проживающих в дальнем зарубежье молодых людей об условиях, качестве и содержании российского образования, с проведением не на должном уровне вступительных испытаний в российские вузы с использованием дистанционных технологий и рядом других причин.
Еще один важный фактор, препятствующий эффективному развитию международных связей, – проблема сроков признания иностранных документов об образовании. Система приема в российские образовательные организации по срокам и перечню предоставляемых иностранными абитуриентами документов излишне регламентирована, при этом в ряде вузов накоплен опыт работы по признанию всех иностранных документов об образовании, а во всех образовательных организациях высшего образования – по признанию иностранных документов, подпадающих под соглашения о взаимном признании.
Также были обозначены проблемы обучения на иностранных языках, реализации совместных образовательных программ, условий обучения, медицинского обеспечения, организации досуга и отдыха, визовой поддержки, регистрации, работы и прохождения практики.
АРЖАНОВА И.В., исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров:
– Вопрос, связанный с набором, пребыванием иностранных студентов и всеми остальными вопросами, будет становиться все более актуальным, потому что установлены конкретные показатели, и все университеты должны их выполнять, а невыполнение для вузов связано с определенными последствиями. Проблема в том, как они это будут делать.
На мой взгляд, отработка показателей должна быть где-то зафиксирована. Все вузы определяют, каких показателей они будут или должны достигать по количеству иностранных студентов. При этом не понятно, каким образом будет проверяться данная информация. Очень мало у кого прописана система мер на институциональном уровне: что университет будет конкретно делать, что может сделать, чтобы обеспечить существенный прирост иностранных граждан.
МАХОТАЕВА М.Ю., проректор по учебной работе и международной деятельности Псковского государственного университета:
– Надо определить, для чего нам нужны иностранные студенты, потому что часто задают вопрос: а зачем вам это? И здесь необходимо четко понимать: то ли мы действительно работаем в рамках стратегии интернационализации высшего образования РФ и, соответственно, реализуем концепцию экспорта образовательных услуг, то ли решаем проблемы наших соотечественников, которые волею судеб оказались за рубежом, и мы помогаем им вернуться в Россию, получить образование, или же, действительно, готовим национальные кадры. Потому что ресурс университеты имеют большой, но каждый варится в собственном соку. Стратегию интернационализации приняли, но у нас резервы роста уже исчерпаны, то есть мы теперь должны думать о том, куда идти дальше.
Механизмы поддержки
Учитывая значимость расширения экспорта российских образовательных услуг как со стороны государства, так и со стороны общества, присутствовавшие на заседании сформулировали рекомендации.
Правительству РФ предложено проанализировать возможность создания комиссии по экспорту российского образования, внести в Госдуму РФ проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», рассмотреть вопрос о создании специализированной организации по продвижению российских образовательных услуг на международной арене.
В адрес Минобрнауки РФ поступили пожелания доработать стратегию экспорта образовательных услуг, подготовить предложение в Правительство РФ об увеличении за счет федерального бюджета ежегодной квоты приема на обучение иностранных и других категорий граждан, проживающих за рубежом, проводить регулярные семинары-совещания для обсуждения состояния методической и нормативно-правовой базы совместных образовательных программ и другие.
МИД РФ участники круглого стола рекомендовали унифицировать статус учебных виз, обеспечить возможность оформления многократной визы и продление миграционного учета иностранным гражданам, прибывающим для обучения по дополнительным образовательным программам, разработать и реализовать предложения по упрощению порядка оформления на работу проходящих практику иностранных студентов, прочие мероприятия.
Рособрнадзору предписаны разработка и утверждение шкалы соответствия результатов российского ЕГЭ результатам национальных тестирований отдельных стран, а также испытаний иностранных абитуриентов, принимаемых на обучение по квотам.
Россотрудничеству указано на необходимость систематически отслеживать публикацию национальными министерствами образования списков признаваемых российских образовательных организаций и, в случае надобности, проводить разъяснительную работу с сотрудниками профильных ведомств соответствующих стран.
Что касается российских вузов, осуществляющих обучение иностранных граждан, то им предлагается акцентировать внимание на повышении международного потенциала своей образовательной организации, использовать потенциал выпускников-иностранцев для развития культурного, научно-технического и делового сотрудничества РФ с зарубежными странами, оказывать содействие выпускникам-иностранцам в повышении квалификации. Среди рекомендаций также числятся нормативно-правовое обеспечение надлежащих условий признания иностранного образования (квалификации) и (или) периода обучения, реализация профилактических мер по предотвращению дискриминационных акций в отношении иностранных обучающихся, развитие инфраструктуры, гарантирующей качественное образование, прочие аспекты деятельности.