Пандемия стала внезапной проверкой готовности не только для мирового здравоохранения: образовательные учреждения почти во всем мире вынужденно перешли в новый формат, экспериментируя с массовой ?удаленкой?. О том, как государства, школы и школьники адаптируются к новым условиям, - в интервью со специалистом в области образования Всемирного банка Тиграном Шмис.
? Какие шаги предприняты на сегодня для защиты от вируса?
? Период тяжелых, но необходимых решений для мирового образования пришелся на неделю 11?18 марта. Тогда большинство стран приняло строгие меры, в основном закрыв для посещения все образовательные учреждения. По данным Всемирного банка, в настоящий момент полностью закрыты школы 162 стран, еще в 13 странах они закрыты избирательно ? это приблизительно 85% всех детей в мире.
Ряд стран ? например, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия ? оттягивали введение карантина, считая, что эффективнее контролировать подростков в стенах школы. Однако теперь и они ввели ограничения. Сегодня школы открыты только в Швеции и еще небольшом числе стран ? конечно, с соблюдением режима дистанцирования. В Беларуси (Белоруссии ? прим. ред.) школьники в настоящий момент находятся на продленных каникулах.
Важно отметить, что страны Юго-Восточной Азии, первыми встретившие вирус, начинают постепенно открывать школы. Дети в Китае и Вьетнаме постепенно возвращаются за парты ? в первую очередь, в удаленных и малонаселенных районах. В Южной Корее дети начали учебный год, но проходят обучение онлайн.
Конечно, все службы настороже и готовы предотвратить возможную вторую волну заражения. Сингапур уже после открытия школ зафиксировал значительный рост заражений, поэтому закрыл их снова, введя меры строгого социального дистанцирования.
? Какие изменения будут для школьников ощутимее всего?
? Некоторые страны, кроме внеочередных каникул, приняли и другие меры, стремясь компенсировать паузу в обучении. Так, в некоторых штатах США учебный год уже считается завершенным, а оставшийся материал перенесен на следующий. Украина, напротив, продлила учебу до июля, надеясь на скорое завершение эпидемии.
Ситуация особенно проблематична для выпускников средних школ ? во всех странах их около 85 миллионов. Можно сказать, здесь пандемия обостряет неравенство: перерыв в образовании может сильно сказаться на жизненной траектории детей из малообеспеченных семей, которые не имеют возможности компенсировать потерянные знания и время.
Разумеется, в этом году изменятся и экзамены, и поступление. Например, большинство учреждений в США отменили и выпускные, и вступительные экзамены ? зачисление будет происходить по аттестату и портфолио. Огромное число стран отложило экзамены до конца эпидемии, а некоторые ожидаемо делают ставку на онлайн-формат.
? Можно ли оценить ущерб, причиненный образованию?
? Надежный статистический анализ общемировой ситуации будет возможен с наступлением некоторой новой ?нормальности? ? вероятно, к лету. Пока ситуация меняется довольно быстро.
Во многих регионах мира только школы дают доступ к основным социальным сервисам, начиная от питания и заканчивая здравоохранением. Для этих стран последствия могут быть очень серьезными, если не поспешить с нужными мерами. Однако и для мира в целом упущенное уже не наверстать внутри этого учебного года.
Пострадают не только национальные системы. Некоторые крупные международные исследования в сфере образования ? такие, как очередной сезон программы оценки достижений учащихся PISA ? пока попросту заморожены. Потенциально это может означать перенос исследований в более чем 70 странах мира.
? Какие меры помогают устранить последствия?
? В первую очередь, конечно, надо компенсировать ближайшие последствия эпидемии: отладить в новых условиях работу здравоохранения, внедрить необходимые правила публичной гигиены, обеспечить социальную поддержку наименее защищенным и лишившимся работы.
Для поддержания дистанционного образования в странах, где интернет не общедоступен, сейчас наметился целый ряд возможных решений. По договоренности правительства и провайдеров связи в некоторых странах либо включен полостью бесплатный трафик для образовательных ресурсов, либо его объем, предусмотренный ранее, радикально расширен.
Среди других своевременных мер ? централизованное обеспечение населения смартфонами и планшетами, создание публичных точек доступа Wi-Fi, переход национальных ТВ-каналов на образовательное вещание. В отдельных странах начато распространение бесплатных SIM-карт, также широко используются телефоны горячей линии и СМС-рассылки.
В сложившихся обстоятельствах важна не только помощь учреждениям и детям, лишенным возможностей удаленного доступа. Не менее остро на качестве образования во всех странах, включая развитые, сказывается отсутствие цифровых учебных программ и ресурсов, полностью удовлетворяющих требованиям момента.
Исходя из наших оценок, содержательная сторона дистанционного образования ? главный фронт работ на сегодня.
? Как изменится образование после пандемии?
? Думаю, что онлайн-обучение станет если не фундаментом общемирового образования, то его неотъемлемой и быстро развивающейся частью.
Разные дистанционные форматы много практиковали и обсуждали в последние десятилетия, но вирус показал, что их реальная применимость и эффективность невысока. Потребуется не только оцифровать учебные материалы, но также подготовить педагогов, обновить методики. Опция резкого перехода в онлайн должна стать естественной и доступной повсеместно.