Кафедра педагогики высшей школы\Кафедры - Казанский (Приволжский) федеральный университет
Кафедра педагогики высшей школы
Кафедра педагогики ,Кафедра педагогики высшей школы

О кафедре

Подготовка педагогов в Казанском императорском университете, историческим приемником которого стал федеральный университет, начинается в 1812 году и связана с открытием в его структуре Педагогического института. Он стал третьим в России учебным заведением подобного профиля и оказал значительное влияние на образовательное и культурное освоение востока страны. Первым директором Педагогического института стал немецкий педагог, поэт Франц Ксаверий Броннер, а в числе первых выпускников были выдающиеся учёные Н.И.Лобачевский, И.М.Симонов и др.

В 1851 году в Казанском университете была открыта кафедра педагогики, которую занял адъюнкт К.И.Ленстрем. В 1860 году его преемником стал адъюнкт по кафедре педагогики Ф.М.Левандовский. В 1921 году в Казанском университете на факультете общественных наук создается кафедра теории и практики народного образования», которую возглавил профессор А.А.Красновский. В 1932 году она преобразовывается в общеуниверситетскую кафедру педагогики и методики во главе с профессором С.П.Сингалевичем. В 1942 году была образована кафедра педагогики и психологии, которой руководили доцент Б.П.Рождественский, с 1969 года доцент Р.А.Низамов, с 1980 года доцент Г.А.Петрова. В эти годы на кафедре работали Т.В. Шуртакова, Г.В. Мухаметзянова, Е.А. Климов, А.А. Куприянова, Л.М. Попов, Н.Ю. Хусаинова, К.Л.Биктагиров, Н.Ю. Посталюк, Н.В. Габдреев, М.М. Гарифуллина, Г.Ш.Габдреева, О.А.Хабриева и др.


Современная история кафедры педагогики высшей школы связана с именем известного отечественного учёного – профессора, академика Российской академии образования Валентина Ивановича Андреева, руководившего ею с 1985 по 2010 годы. За этот период академиком В.И.Андреевым была создана собственная научная школа, ориентированная на разработку проблем творческого саморазвития конкурентоспособной личности. Различные аспекты этой проблемы были разработана в исследованиях его учеников: Л.А.Казанцевой (вопросы развития и саморазвития методологической культуры студента), Г.В.Ившиной (модульного и компьютерного обучения); Е.Ю.Лаптева (совершенствования самостоятельной работы студентов); В.П.Зелеевой (феноменологического подхода в совершенствовании качества в вузовском образовании), О.И.Донецкой (воспитания гражданственности и политико-правовой культуры студентов); Е.В.Асафовой, Е.Д.Плотниковой, С.Г.Добротворской, Т.В.Сибгатуллиной (воспитания экологической, валеологической и этической культуры студентов); И.И.Голованой (исследования «Я-концепции» творческого саморазвития студентов); Е.Н.Сайкиной (развития лидерских качеств студентов); Н.В.Телегиной (бинарного подхода в оценке при обучении студентов) и многих других.

С 2011 г. кафедру педагогики высшей школы возглавляет доктор наук, профессор Айдар Минимансурович Калимуллин, разрабатывающий проблемы повышения качества высшего педагогического образования.

На кафедре в настоящее время работают: 5 профессоров (В.И.Андреев, В.Г. Каташев, Л.А.Казанцева, А.М. Калимуллин, И.А.Бажина), 5 доцентов (В.П.Зелеева, И.И.Голованова, Е.В.Асафова, Т.В.Сибгатуллина, Н.В.Телегина) и 1 ассистент (Э.Г.Галимова). Кафедра ориентирована на разработку проблем педагогики высшей школы, прежде всего творческого саморазвития личности будущего выпускника вуза, в том числе педагога. Основанием для этого является субъектно-ориентированный подход и внедрение интерактивных технологий в подготовку конкурентоспособного выпускника высшей школы. Значительное место в исследованиях учёных кафедры занимают вопросы модернизации педагогического образования в условиях классического университета. Этим проблемам посвящена традиционная ежегодная всероссийская конференция, организуемая Институтом психологии и образования. С 2006 года издается научный журнал «Образование и саморазвитие», входящий в перечень ВАК РФ.


Образовательная деятельность преподавателей кафедры реализуется в различных институтах (факультетах) университета по дисциплинам психолого-педагогического цикла: «Педагогика», «Психология и педагогика», «Менеджмент и маркетинг в образовании», «Нормативно-правовое обеспечение развития системы образования», «Саморазвитие и планирование карьеры», «Управление образовательными системами», «Управление конфликтами», «Психодрама», «Деловая этика», «Социальная педагогика» и др. Кроме того кафедра является выпускающей по следующим образовательным программам:

- педагог в системе полного (общего) среднего образования (магистратура);

- преподаватель в системе среднего профессионального образования (магистратура);

- преподаватель в системе среднего профессионального образования (бакалавриат).

Кафедра педагогики высшей школы  имеет прочные научные связи с Университетом Лондона (Великобритания), Софийским университетом (Болгария), Дрезденским техническим университом (Германия), Университетом Гиссена (Германия) Университетом Техаса (США), Университетом Балыкесира (Турция) и др.

x