Будущие выпускники Елабужского института КФУ вспоминают о времени, когда все только начиналось, делятся впечатлениями об учебе и планами на будущее.
Этим летом вуз планирует выпуск 768 дипломированных специалистов, из них 260 бакалавров факультета математики и естественных наук, столько же – инженерно-технологического факультета. 158 выпускников завершают обучение на факультете филологии и истории, 114 оканчивают факультет экономики и права, 95 – факультет психологии и педагогики, 93 – факультет иностранных языков, 48 – юридический факультет. Накануне выпускных экзаменов мы побеседовали с представителями различных факультетов, чтобы узнать их мнение об учебе в Елабужском институте КФУ. Они же, в свою очередь, оставили пожелания будущим и сегодняшним студентам, любимым преподавателям.
Учитель в Тюрингии, магистр в Елабуге
Я родилась и живу в Елабуге, окончила школу №9. В школьные годы легко давались физика, математика, поэтому планы были связаны с КГТУ. А институт в Елабуге знала с детства, здесь учились мои родители и сестра. Знала, и как славится его факультет иностранных языков. В отличие от других вузов здесь формируются сравнительно небольшие группы – это гораздо эффективнее для изучения языка. В итоге мне пришлось выбирать между техническим и гуманитарным вузом. Понимание, что языки сейчас особенно нужны, пересилило. Сожаления о выборе у меня потом ни разу не появилось. Я лучше узнала профессию учителя. Поняла, что работать с детьми интересно, особенно с подростками. Это мое. С ними остаешься всегда молодой, хочешь совершенствоваться, узнавать что-то новое.
На кафедре немецкого языка (это мой основной язык) мы ежегодно проводили около 3-4 мероприятий, сплачивающих нас: разыгрывали сценки, читали стихи, отмечали Рождество, танцевали, пели. И это кроме общеинститутских больших мероприятий. Страна изучаемого языка накладывает, как правило, свой отпечаток на человека. Учим немецкий – осваиваем немецкую культуру, начинаем понимать национальный менталитет. Мне нравится пунктуальность немцев, открытость, толерантность. Они очень любезны, с ними легко разговаривать. Стараюсь культивировать это в себе.
В Германию начала ездить со второго курса – выиграла стипендию на летнее обучение (на подобные курсы отправилась практически вся группа), на третьем курсе – программу на семестровое обучение. Потом нашла программу месячной международной стажировки через лагерь «Орленок» и летом 2016 года работала там. Сейчас выиграла стипендию на годичную стажировку в Германии. Буду работать ассистентом учителя в немецкой школе Тюрингии. Параллельно (заочно) планирую поступить в магистратуру нашего института.
У меня есть 12 научных публикаций в международных журналах. Была признана лауреатом конкурса КФУ «Студент года» 2016 года в номинации «Интеллект года». Участвовала в международных проектах «Kennst du Jelabuga» и «Europa macht Schule». Заняла 1-е место в республиканской олимпиаде по немецкому языку. У меня такое большое портфолио, что всего я уже и не помню.
На что еще хватало времени во время учебы? Веду рукописный дневник с фотографиями, рисунками (я окончила художественную школу, люблю рисовать). Один год – один дневник, чтобы счастливые мгновения не забывались! Интересно перечитывать и вспоминать, что чувствовала перед каким-то важным событием и что после… Много читаю, в основном русскую и зарубежную классику. Люблю Драйзера, Ремарка, Гёте, Борхерта – на языке оригинала и русском. Сейчас предпочитаю чтение в оригинале, нахожу много нюансов, которые переводчик может и не передать. Стараюсь смотреть программу «Игра в бисер» канала «Культура», на которой очень интересные и разные люди обсуждают лучшие произведения мировой литературы. Немного времени остается и на спорт (баскетбол, легкую атлетику, велосипед, лыжи, ролики), прогулки с друзьями.
В группе мы все уже определились с работой и магистратурой – в Елабуге, Набережных Челнах, Казани, Германии. Большинство планирует совместить работу и учебу. Проблем с трудоустройством нет.
Студенческая жизнь оказалась яркой и интересной. Факультет похож на одну большую семью с особой, очень теплой атмосферой. Не думаю, что дальше будет скучно, но эти года незабываемы. Наиболее ценное в институте - это отношение преподавателей к студентам как к своим детям: нас любили, хвалили, ругали, помогали, поддерживали во всем. Мы делимся радостью, победами, а они светятся от счастья. Поэтому очень грустно прощаться с кафедрой, преподавателями.
Нашим дорогим преподавателям я хотела бы пожелать терпения (ведь мы бываем разные, не всегда готовы, можем что-то сделать не так, как от нас ожидают), благодарных студентов, желания быть всегда современными, учить что-то новое, оставаться такими же жизнерадостными, чтобы работа была каждый день в радость, а не в тягость!
Студентам младших курсов желаю быть открытыми к новому, стараться принимать активное участие в жизни института, искать различные проекты, программы (их на самом деле очень много), не бояться подавать документы на участие в конкурсах и грантах: не получилось один раз, пробовать во второй, третий и четвертый раз, быть нацеленными на учебу, науку.
Гузель Сибгатуллина, факультет иностранных языков, 5 курс
От детектива к кодексу
При выборе института и факультета руководствовалась своим желанием и интересом к предмету обучения. Еще в школе поняла, что хочу заниматься юриспруденцией. Любила читать и смотреть детективы, и, самое важное, хотела хорошо знать закон, свои права и обязанности. Возможно, сказалось и влияние моей двоюродной сестры, работавшей помощником судьи в крупном городе.
Сейчас заканчиваю 4-й курс, надеюсь получить красный диплом. Все мои ожидания в плане получения качественного высшего образования и возможности проявить себя в научной сфере оправдались. Я участвовала во многих конференциях, олимпиадах внутри вуза и за его пределами.
Большинство наших преподавателей имеют практический опыт работы в юридической сфере, они не просто читали лекции, а находили необычные, хорошо запоминающиеся способы подачи того или иного права. Например, мы получили много практических знаний по криминологии. В целом соотношение теоретических и практических знаний составило 50 на 50.
Тот факт, что учишься отлично или хорошо, еще не дает хорошей практики. Одно дело – заучить, другое – быть «как рыба в воде» в материале. Для меня очень важно понимать, о чем я читаю. Кроме того, нас учили ориентироваться в постоянно обновляющейся юридической документации. Запомнятся надолго и интересные мероприятия. Например, очень яркое и забавное посвящение в студенты, Цветаевские чтения (старалась не пропускать их).
Параллельно с юридическим получаю второе высшее образование на факультете иностранных языков – «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». То есть смогу, например, заниматься переводом юридических документов. Оно – очно-вечернее, рассчитано на 3,5 года. Родители сказали, что, если мне это интересно и нужно, не следует упускать такую возможность. Действительно, хорошее дело, но успевать сложно. Нагрузка большая, не все её выдерживают.
Я очень хочу поблагодарить своих родителей: они поддержали мой выбор и сделали все, чтобы я могла учиться. Без них у меня бы ничего не получилось.
Альбина Галимова, юридический факультет, 4 курс
Цифры, графики и немного дизайна
Я родом из Башкортостана. Говорила одноклассникам, что не останусь в родном краю, а получилось так, что из класса за пределы республики уехала только я одна. Исполнилось мамино желание: она хотела, чтобы я училась в Татарстане – посмотрела другую жизнь, узнала другой менталитет.
У меня математический склад ума, поэтому и выбрала факультет экономики. Все родственники с маминой стороны – преподаватели математики, информатики. Со стороны отца тоже нет гуманитариев. Вижу себя экономистом, бухгалтером, финансистом. Чтобы были цифры, графика, аналитика. Хочу учиться дальше, скорее всего, пойду в магистратуру. Мне интересны экономика туризма, внешняя экономика. И еще - дизайн интерьера, люблю рисовать.
Первые впечатления не были безоблачными: все казалось незнакомым, чужим, не было рядом родных. На первом курсе шел процесс адаптации. Но постепенно студенческая жизнь затянула. В основном здесь люди действительно дружелюбные, в этом я не раз сама убеждалась. На первом курсе активно участвовала во всех мероприятиях, позже делать это стало сложнее – нужно учиться. Остались лишь редкие походы в кино и небольшие прогулки.
Профессионализм и открытость преподавателей позволяли обращаться к ним за помощью в любое время. Здесь созданы оптимальные условия для саморазвития, самореализации. Мы получили хорошие навыки научной работы. Я занималась исследованиями в экономической сфере – опубликовала за годы учебы более 20-ти статей. Кстати, моя дипломная работа тоже посвящена научно-исследовательской работе студентов.
Всем студентам тоже желаю успешной самореализации. Это самое главное, на мой взгляд. А преподавателям – вдохновения и одаренных студентов, с которыми интересно работать.
Розалия Габитова, факультет экономики и управления, 4 курс
Продолжение следует…