Научные проекты
Название: «Особенности гемодинамики школьников 9-10 лет поведенческих типов А и Б»
Номер гранта: № 13-16-16011
Грантодатель: РГНФ и Региональный конкурс "Волжские земли в истории культуре России" 2013-2014гг.
Руководитель: Ситдиков Фарит Габдулхакович.
Исполнители гранта: Шайхутдинова В.Н., Билалова Г.А., Халиуллина Л.И.
Суть проекта: Выявление особенностей сердечно-сосудистой системы школьников 9-10 лет поведенческих типов А и Б при реакции гемодинамики на психо-эмоциональную, ортостатическую, динамометрическую и велоэргометрическую нагрузки.
Основные результаты: В результате исследования впервые установлены различия параметров сердечно-сосудистой системы в условиях покоя и при выполнении различных нагрузок у школьников 9-10 лет поведенческих типов А и Б.
Выявлено, что более адаптивная реакция гемодинамики к психо-эмоциональному напряжению характерна для девочек поведенческого типа А по сравнению с мальчиками того же типа поведения.
Динамометрическая нагрузка вызывает у детей поведенческого типа А более значительное возрастание диастолического артериального давления. У школьников поведенческого типа А, значительно выше прирост показателей минутного объема крови сразу после выполнения нагрузки чем у поведенческого типа Б.
Установлено, что на раннем этапе ортостаза более высокий уровень ортостатической устойчивости характерен для школьников поведенческого типа А, компенсаторные изменения гемодинамики которых, на первой минуте вертикального положения тела, проявляются в менее значительном снижении сердечного выброса, по сравнению с детьми поведенческого типа Б.
Выявлены более низкие адаптационные возможности гемодинамики школьников поведенческого типа А в ответ на велоэргометрическую нагрузку, которые выражаются в более интенсивном приросте показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также слабом увеличении ударного объема крови, чем у лиц поведенческого типа Б. Комплексная оценка гемодинамики школьников поведенческих типов А и Б расширяет представление об особенностях функционирования адаптационных возможностях сердечно – сосудистой системы этих детей в покое и в особенности при выполнении психо-эмоциональной и физических нагрузок.
Выявленные факты дают возможность получить дополнительную информацию кардиологам, психологам и педиатрам для обнаружения, уже в детском возрасте, причин, приводящих в зрелости к патогенезу коронарных заболеваний.
Публикации:
<p style="C.127-128.
Шайхутдинова В.Н., Ситдиков Ф.Г., Билалова Г.А., Халиуллина Л.И. Особенности реакции гемодинамики мальчиков поведенческих типов А и Б на ортостатическую нагрузку // Научный журнал: Фундаментальные исследования, №11, Часть 6, 2014, С. 1319-1322.